Администрирование туризма могут изменить, передав спортивным чиновникам
Туризм очередной раз могут «перебросить» между ведомствами. Предложение закрепить за одним из вице-премьеров сразу три не связанные между собой направления - спорт, молодежную политику и туризм, озвучил в Коврове на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Президент Владимир Путин. Напомним, что в сфере спортивных ведомств различного статуса туризм пребывал с 1994 года, впрочем, никак не являясь «профильным» для ведомства, что и не удивительно – к спортивной сфере с натяжкой можно отнести лишь некоторые виды туризма – прежде всего туристические походы с рюкзаком, но никак не туристическую индустрию в целом. В итоге, число надзорных над туризмом органов с их непонятными чиновниками и еще более непонятными полномочиями не уменьшается, а реального понимания своей работы со стороны государства туротрасль так и не обнаруживает.
«Мы с председателем правительства обсуждали вопросы сфер, близких к спорту: молодежная политика, туризм. Спорт, молодежь, туризм - сферы очень близкие, их нужно объединить в один комплекс и поручить курирование этой работы одному вице-премьеру России. Правительство сделает конкретные, в том числе кадровые предложения в то же время», - заявил президент Владимир Путин во вторник на заседании совета по развитию физкультуры и спорта. Конкретные кадровые предложения, как ожидается, будут озвучены в ближайшее время. Характерно, что в дальнейшем названный туризм был забыт – речь на заседании в основном шла об Олимпиаде, допинговых скандалах, развитии массового спорта и заработках спортсменов. Неудивительно – современный туризм как отрасль экономики к спорту практически не имеет никакого отношения, и свести его роль к «походам с палатками» мягко говоря, нереально. Однако идея признать туризм отраслью, «достойной» отдельного ведомства, которую неоднократно пытались озвучить люди изнутри турбизнеса, властями так и не принята. В результате «многострадальный» туризм так и путешествует между ведомствами.
Напомним, с 1994 года за развитие туризма в стране отвечал Комитет, а затем Госкомитет по делам молодежи, физической культуре и туризму. В 1999 году появилось Министерство по физической культуре, спорту и туризму. С 2000 по 2004 год эта структура называлась Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму. В 2004 году ответственным за туризм решили сделать Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, которое передали в ведение Министерства здравоохранения и социального развития. Однако уже в ноябре того же года оно было выделено из министерства в отдельное Федеральное агентство по туризму (как раз впервые появился Ростуризм), во главе которого был поставлен знакомый с Путиным экс-глава турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Лишь при Стржалковском Ростуризм имел отдельный статус, приравненный к министерскому, подчиняясь напрямую премьер-министру. Однако в 2008 году туризм опять был понижен в статусе - было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики, а Ростуризм перешёл в ведение этого министерства в качестве исполнительного органа. А 21 мая 2012 года туризм передали в ведение Министерства культуры, переподчинив ему и Ростуризм, причем даже само слово «туризм» исчезло из названия министерства. Впрочем, культура в любом случае выглядит более близкой к туриндустрии, чем спорт.
«У «спортсменов» существенно больше денег и сильнее лобби, чем у минкультуры. Поэтому очевидно, что новые перетасовки означают лишь то, что государство так и не увидело в туризме отрасли, достойной самостоятельного органа. Видимо у государственных мужей есть другие приоритеты – нефть и газ. Но в любом случае, было бы логичнее туризм отнести к министерству экономики или министерству регионального развития. Но никак не к культуре. Показательно также то, что в туротрасли после ухода Стржалковского так и не появилось персон, могущих влиять на решения первых лиц государства. А ведь часто многие ведомства создаются именно под конкретных лиц», - в 2012 году прокомментировал эту ситуацию эксперт, близкий к регулятору туротрасли, и пожелавший остаться неназванным.
Однако последняя «перемена собственника» внушала некоторые надежды. «Ничего хорошего нет, что нас каждые два-четыре года переводят из ведомства в ведомство. Ведь тем, кто руководит этими организациями, каждый раз требуется время, чтобы вникнуть в вопросы туризма. Впрочем, Минкульту мы все-таки более родственны, чем Минспорту. Например, в Турции туризм тоже относится к Министерству культуры», - ранее оценивал ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Тогда в Минкульте формировался Департамент по туризму, были надежды на наделение Ростуризма реальными надзорными функциями, однако этот проект так и остался на бумаге. В итоге в ведомстве регулятора остается только реестр туроператоров, федеральные целевые программы, а также различные проекты по развитию внутреннего туризма, обычно встречаемые экспертами турсферы с долей здорового скептицизма.
Впрочем, Минкульт также наглядно продемонстрировал свое незнание «врученной» сферы туризма во время критического 2014 года, когда глава ведомства Владимир Мединский сравнил турбизнес с «коммерческой палаткой, торгующей сникерсами». Горькие оценки тех времен, к сожалению, справедливы и по сей день: «Нашу отрасль постоянно перебрасывают от одного министерства к другому как ненужный атрибут, в то время как отрасль вполне жизнеспособная, выполняет свои основные функции и кормит тысячи российских людей, которые в ней работают. Однако внимание со стороны отраслевого министерства возникает к отрасли только тогда, когда на ней случается какой-то негатив, который и произошел-то потому, что отраслевой закон и все придуманные структуры и правила поощряют на рынке мошенников. Никто не слышит добросовестных участников рынка», - отмечали эксперты. Соответственного мнения и профильные ассоциации. «У семи нянек дитя без глазу – в случае с туризмом это так и происходит», - комментировала ранее Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). «Конечно, в идеале хотелось бы отдельное министерство, потому что туризм – это большая отрасль экономики. Пытаться развивать въездной и внутренний туризм, когда законотворческие инициативы отданы в одно ведомство, исполнение этих инициатив – в другое, и есть ещё масса сопутствующих министерств, которые должны всё контролировать – мы в результате получаем то… что получаем», - пояснила эксперт.
Автор: Ирина Архарова