Сомнительные решения: в России появится курортный сбор, а санаториям присвоят звездность
Курортный сбор, не раз подвергавшийся представителями турбизнеса, всё же появится в России в ближайшее время: предложение о его введении было озвучено Владимиром Путиным в ходе заседания президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации», которое прошло в конце прошлой недели на Алтае.
«С особым вниманием и осторожностью нам нужно обсудить и предложения ряда руководителей субъектов Российской Федерации о введении регионального курортного сбора. Да, действительно, он действует в очень многих странах мира. Его размер, как правило, небольшой. Тем не менее, прошу докладчиков детально и мотивированно обосновать это предложение. И конечно, люди должны чётко понимать – на что конкретно тратятся собранные средства, как, кем, каков порядок контроля за этими расходами», - сказал президент. В свою очередь глава Минфина Антон Силуанов отметил, что считает такою меру приемлемой.
Впрочем, среди политиков нашлись и противники введения туристического сбора. Так, по словам первого зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, главы подкомитета по туризму Михаила Емельянова, нововведение отрицательно скажется на имидже российских курортов и снизит их конкурентоспособность. «Мы с одной стороны хотим сделать привлекательным внутренний туризм, но тут же вводим дополнительную плату и обременение - это неправильно», - сказал он, передает «ТАСС».
Напомним, что споры о введении курортного сбора ведутся уже довольно давно. При этом эксперты уже не раз заявляли о его нецелесообразности. «Сбор обычно предполагают собрать сразу же, то есть, турист еще не успел занести чемоданы в номер, а с него уже требуют доплат и сборов. Это не лучшим образом сказывается на оценке отдыха», - ранее заявил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Тогда он напомнил, что у туроператоров уже был наглядный опыт – подобный сбор вводили в Крыму, когда он ещё принадлежал Украине. «По приезду турист вместо спокойного размещения должен был занимать очередь в кассу, оплачивать там некоторую небольшую сумму – которой у него нередко и не было, так как счет выставлялся в гривнах – и только после этой «процедуры» мог заселяться в номер. Ни к чему, кроме проблем с заселением и негативным отзывам, это не приводило», - пояснил он.
При этом эксперт подчеркнул, что немаловажным вопросом является и момент освоения денежных средств. «В Петербурге предполагалось ввести налог с туриста в размере 10 рублей, вроде бы такие деньги туриста не обременят и не напугают. Но при этом надо подсчитать эффект от такой меры. Так, в Питер приезжает два миллиона туристов в год – значит, налог принесет городу 20 млн рублей. Но зарплата лишь одного чиновника, который будет заниматься администрированием такого налога, уже составит не меньше миллиона в год, а скорее всего для этого потребуется далеко не один человек. В итоге за счет поборов с туристов обеспечивается штат чиновников и налоговиков, однако реальный вклад в бюджет города будет мизерным, даже если эти сборы и увеличить в десять раз», - пояснил собеседник.
Отметим, что помимо введения курортного сбора Владимир Путин также поручил разработать критерии, по которым санаториям будет присваиваться звездность по аналогии с гостиницами. «Это поможет людям лучше ориентироваться при выборе здравницы и станет дополнительным стимулом для собственников и персонала санаториев постоянно повышать качество своей работы», - сказал президент. При этом подобное предложение в июле было озвучено Ростуризмом. Тогда в ведомстве заявили, что к концу года в России появится реестр санаторно-курортных учреждений, который будет сформирован Ростуризмом совместно с Национальной курортной ассоциацией. «При создании единого реестра здравниц категории санаториям будут присваиваться по тому же принципу, что и звездность гостиницам», - отметили тогда в ведомстве.
Впрочем, и к этой идее эксперты отнеслись довольно скептически. «Я не уверен, что, например, санаторий, специализирующийся на сердечнососудистых заболеваниях, и санаторий, занимающийся лечением опорно-двигательного аппарата, можно как-то сравнивать. У них разные врачи, разные специалисты, разный состав оборудования. Если все сведется к оценке номеров, то это ничего не скажет потребителю, который в первую очередь хочет поправить здоровье, а не отдохнуть в дизайнерском номере», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Он подчеркнул, что опыт работы в данной сфере показывает, что люди, отправляющиеся на лечение, склонны к некоторому аскетизму в проживании и к питанию. «Заказывая дорогие программы, туристы зачастую отдают предпочтение скромным номерам, аргументируя это тем, что такая обстановка не будет отвлекать их от лечения. Поэтому здесь все-таки нужно отталкиваться не от звезд, которые не мой взгляд, не отразят содержание медицинских программ. Думаю, этим должен заниматься Минздрав», - заключил эксперт.
Автор: Елена Калиновская