Путин поручил разработать стратегию развития санаторно-курортного комплекса, туроператоры предложили свои идеи
В России должна появиться стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны. Такое заявление сделал Владимир Путин в пятницу на Алтае в ходе заседания президиума Госсовета на туристическую тематику «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации». По словам президента, для восстановления и модернизации существующих санаториев потребуется порядка 37 миллиардов рублей. Кстати, предыдущее заседание Госсовета на туристическую тему было ровно год назад и проходило в Крыму.
При этом Владимир Путин отметил, что необходимость развития курортов не исчерпывается их медико-социальной значимостью. «Санатории расположены по всей стране, и для многих городов, районов и даже регионов они могут стать основой для роста экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг. Сейчас, кстати говоря, у нас действует 1’875 санаторно-курортных организаций», - отметил он.
Президент особенно подчеркнул, что основным препятствием в развитии данного сегмента туризма является низкий уровень материально-технической базы большинства здравниц, из-за чего на данный момент порядка 46% площадей государственных санаториев не используется.
«Очевидно, что нам нужна полноценная, всесторонне продуманная стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны, которая определяла бы приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных средств в эту сферу. Пока такого базового документа нет, и Правительство должно приступить к его разработке как можно быстрее и принять его на первоначальном уровне не позже мая. Думаю, что за полгода это точно можно сделать. Прошу вас в марте эту работу завершить», - приводятся слова Владимира Путина на официальном сайте Президента РФ.
При этом туроператоры, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», полностью поддержали идею Президента, отметив её значимость не только с экономической стороны. «Во-первых, санаторно-курортные комплексы окупаемы не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения здоровья нации. Во времена СССР этот сегмент был сильно разит, при этом за 90-е и начало двухтысячных этот потенциал был растерян: санаторно-курортный комплекс комерциализировался, а многие стандартные технологии были изменены или вовсе ушли в прошлое. На данный момент в большинстве случаев, за исключением отдельных объектов, в которые были вложены инвестиции, происходит амортизация того самого советского наследия», - отметил Сергей Толчин, директор по продажам туроператора «НТК Интурист».
По словам эксперта, санаторно-курортные комплексы пользуются устойчивым спросом не только в летний, но и в зимний периоды – загрузка в хороших объектах круглогодичная.
«Для развития санаторно-курортного комплекса необходимо закупать медицинское оборудование, а также иметь квалифицированных медицинских специалистов, что стоит довольно дорого и окупается не так быстро. Понятно, что бизнесу интереснее как можно скорее окупить вложенные инвестиции, построив гостиницы без дополнительных затрат на медицинское оборудование», - отметил эксперт, добавив, что на этом фоне помощь государства в виде субсидий или налоговых послаблений для санаторно-курортных объектов может достаточно быстро изменить ситуацию. «Но для осуществления такой поддержки необходимо провести большую работу, например, для начала определить, что мы понимаем под понятием санаторий, что он должен в себя включать. И только после этого будет возможно построить программу с учетом государственно-частного партнерства», - резюмировал собеседник.
О том, что на данный момент российский санаторно-курортный комплекс нуждается в поддержке, отметил и Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин»: По его словам, за последние 20 лет на этом рынке произошли драматичные изменения. «Во-первых, количество санаториев довольно значительно сократилось, поскольку санаторий – это не только отель или пансионат, но и больница в одном флаконе. Чтобы поддерживать медицинские услуги на должном уровне, необходимо дорогостоящее оборудование. Если посмотреть на лучшие здравницы Московской области, то мы увидим, что в них были инвестированы огромные средства. Такие вложения может себе позволить далеко не каждый санаторий», - сказал он. Эксперт отметил, что на этом фоне многие из здравниц отказались от лечебных программ, и даже имея соответствующую лицензию, функционируют как гостиницы, предоставляющие спа-услуги, массажи или косметологические процедуры.
При этом, говоря о проблемах санаторно-курортных комплексов РФ, Сергей Ромашкин выразил мнение многих туроператоров относительно того, что в первую очередь финансовая поддержка необходима именно конечному потребителю – туристам. «На самом деле, когда власть говорит о том, что сейчас нет денег на какие-то глобальные инвестиции, по факту ситуацию могут изменить довольно незначительные вложения. Например, сейчас лечение в КавМинВодах стоит порядка 40-50 тысяч – это большие деньги для среднестатистического конечного потребителя. Но чтобы как-то дать толчок в развитии этого процесса руководству страны достаточно компенсировать туристам хотя бы 10% от этой суммы. Это будет серьезной поддержкой для тех, кто хочет лечиться в России, при этом загрузка самих санаториев также увеличится. На мой взгляд, дотирование должно идти именно к конечному потребителю», - считает собеседник.
Помимо этого, по мнению Сергея Ромашкина, одной из ключевых проблем как для развития туризма в России в целом, так и в развитии санаторно-курортных комплексов в частности, является дорогая авиаперевозка. «Сейчас путевка в теже самые КавМинВоды в среднем стоит в полтора раза дороже, чем на побережье. Это происходит от того, что санаторий изначально дороже, чем отель, поскольку он предлагает не только проживание, но и лечение. Помимо этого на море туристы отправляются на 8-10 дней, а на лечение - на 14-20. Соответственно, к этому прибавляется еще и высокая стоимость перелета. В итоге получаются какие-то заоблачные суммы для многих жителей наших страны», - пояснил он. В качестве способов решения данной проблемы эксперт предложил руководству страны обратить внимание на ценовую политику самих перевозчиков, которые порой безосновательно завышают тарифы, а также на субсидирование санаторно-курортных направлений и поддержку туроператоров.
Добавим, что любое турагентство может бесплатно разместить на своём сайте виджет погоды в виде красивой интерактивной карты, тем самым серьёзно улучшив восприятие своего интернет-ресурса со стороны потенциальных туристов. Так, если у вас на сайте есть раздел, посвященный России, то вставьте туда следующие виджеты:
погода в России
- погода в Крыму -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-crimea/widgets-weather/ - погода в Сочи -
https://www.tourprom.ru/country/russia/sochi/widgets-weather/ - погода в Анапе -
https://www.tourprom.ru/country/russia/anapa/widgets-weather/ - погода в Геленджике -
https://www.tourprom.ru/country/russia/gelendzhik/widgets-weather/ - погода на Алтае -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-altay_kray/widgets-weather/ - погода в Карелии -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-karelia/widgets-weather/
А также виджеты топовых достопримечательностей:
- Топ всех достопримечательностей Крыма -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-crimea/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Сочи -
https://www.tourprom.ru/country/russia/sochi/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Кисловодска -
https://www.tourprom.ru/country/russia/kislovodsk/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Геленджика - https://www.tourprom.ru/country/russia/gelendzhik/widgets/
- Топ всех достопримечательностей Иркутска -
https://www.tourprom.ru/country/russia/irkutsk/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Пятигорска -
https://www.tourprom.ru/country/russia/pyatigorsk/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Красноярска -
https://www.tourprom.ru/country/russia/krasnoyarsk/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Петрозаводска -
https://www.tourprom.ru/country/russia/petrosavodsk/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Ялты –
https://www.tourprom.ru/country/russia/yalta/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Анапы –
- Топ всех достопримечательностей Карелии -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-karelia/widgets/
Ещё мы подготовили топы по наиболее туристическим регионам России, выбирайте их для постановки себе на сайт:
- Топ всех достопримечательностей Краснодарского края -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-krasnodarsky_kray/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Московской области -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-moscow_oblast/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Алтайского края –
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-altay_kray/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Адыгеи -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-adigea/widgets/ - Топ всех достопримечательностей Ставропольского края (КавМинВоды) –
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-stavropol_kray/all_region_attraction/ - Топ всех достопримечательностей Удмуртии -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-udmurtia/all_region_attraction/
Топ всех достопримечательностей Бурятии (озеро Байкал) -
https://www.tourprom.ru/country/russia/region-buriatia/widgets/