В связи с «делом Каменщика» Домодедово раскрыл технологию досмотра
26.02.2016  16:57 5868

В связи с «делом Каменщика» Домодедово раскрыл технологию досмотра

«В связи с позицией следствия, строящего обвинение на различиях между двумя редакциями технологий досмотра на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта (редакции 2007 и 2010 гг.), Московский аэропорт Домодедово публикует в открытом доступе редакции данных Технологий», - сообщили в пятницу корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе «Домодедово». Причиной такого разглашения стало задержание фактического владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика о котором неделю назад сообщил следственный комитет.  Обвиняемый проходит по делу о теракте, который произошел в январе 2011 года. Напомним, 24 января 2011 года в зоне прилетов иностранных компаний авиалиний аэропорта Домодедово прогремел взрыв. Жертвами теракта стали 37 человек, 173 человека получили ранения различных степеней тяжести. Следствие установило, что Магомед Евлоев пронес с собой бомбу, мощность которой составляла 2-3 кг тротила с поражающими элементами в поясе. Непосредственными виновниками трагедии стали участники организации «Имарат Кавказ». Так, 28 членов преступной группировки были опознаны после теракта в Домодедово, 17 бандитов были убиты в ходе спецоперации в Ингушетии 28 марта 2011 года.

Однако, по версии Следственного комитета, именно руководителя аэропорта не обеспечили стопроцентный досмотр посетителей аэропорта Домодедово и террорист-смертник беспрепятственно проник в здание. В итоге Дмитрия Каменщика обвиняют в несоблюдении требований безопасности при организации работы аэровокзала.
«Поскольку следствие строит обвинение на различиях между двумя редакциями  технологий досмотра на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта (редакции 2007 и 2010 гг.), Московский аэропорт Домодедово считает необходимым сообщить следующее.

Технология досмотра на входах в аэропорту «Домодедово», утвержденная 18.05.2010, была согласована Ространснадзором, уполномоченным органом по сертификации в области транспортной безопасности, и Линейным управлением МВД России в аэропорту Домодедово. В документе подчёркивалось, что полномочия по досмотру граждан и задержанию правонарушителей осуществляются сотрудниками МВД. Согласно ст. 55 Конституции РФ досмотр граждан является вторжением в сферу личных прав и свобод, поэтому служба авиационной безопасности была не вправе выполнять такую работу при отсутствии специального федерального закона», - говорится в сообщении пресс-службы аэропорта.

При этом по их информации изменение Технологии в редакции 2010 г. повысило защищённость объекта по следующим причинам:

         сотрудники МВД (в отличие от сотрудников Служб авиационной безопасности) вооружены, обучены специальным навыкам, наделены законными полномочиями по досмотру граждан, задержанию правонарушителей;

         терроризм является глобальной угрозой, и МВД как централизованный федеральный правоохранительный орган обладает преимуществом перед службами разных аэропортов, которые автономны и действуют в рамках различных юридических лиц без объединяющего плана и руководства.

Однако Технология-2007, так же как и Технология-2010, предусматривала лишь выборочный контроль посетителей пассажирского терминала, что означает, в частности, и выборочный проход посетителей через рамку стационарного металлоискателя.

«100-процентный досмотр на входе в здание аэровокзала устанавливается в случае повышенной угрозы для деятельности гражданской авиации при повышенных уровнях безопасности (2-й и 3-й уровень) — см. постановление Правительства РФ № 940 от 10.12.2008. Повышенный уровень безопасности был объявлен только 26.01.2011, спустя два дня после террористического акта в аэропорту Домодедово», - подчеркнули в пресс-службе аэропорта.

Обязанность по проведению досмотра на входных группах в аэровокзалы (без указания на 100% или «сплошной» досмотр) субъектами транспортной инфраструктуры была установлена лишь 08.02.2011 приказом Минтранса РФ № 40, а более конкретный порядок проведения досмотра определен только федеральным законом № 15-ФЗ от 03.02.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Кроме того, по версии следствия, изменение технологии досмотра на входных группах в аэровокзал в 2010 г. было произведено аэропортом для минимизации затрат. Однако фактические данные свидетельствуют об обратном. Если в декабре 2008 года штатная численность службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта составляла 998 человек, то в декабре 2010 г. — уже 1148 человек (+15%). 

Автор: Яна Вараксина

Подписаться на новости