Российские туроператоры начинают строить собственные круизные лайнеры
25.01.2016  15:59 8026

Российские туроператоры начинают строить собственные круизные лайнеры

Новый проект речных круизных лайнеров предполагает осуществить в 2016 году Минпромторг при поддержке заказчиков – операторов российских круизных компаний. Если проект состоится, то такие лайнеры станут фактически первыми отечественными кораблями для речных круизов, построенными в России после 60-летнего перерыва. По словам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», подъем российского внутреннего туризма действительно позволяет осуществить эту давно назревшую необходимость: предстоящим летом речные круизы ожидает рост минимум на 20%.

Планы на данный момент таковы: в 2016 году Минпромторг предполагает заложить несколько круизных судов проекта PV300VD длиной 141 м, шириной 16.82 м и вместимостью 306 туристов. Как сообщили «Ведомости», новые лайнеры планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург – Москва, Ростов-на-Дону – Москва с выходом до портов Крыма. На настоящий момент речь идет об 1-3 таких лайнеров. При этом в среднем постройка судна займет до трех лет.

Созданием лайнеров могут заняться судостроительные заводы «Лотос», «Красное Сормово» и керченский «Залив». Среди заказчиков-туроператоров - компании «Мостурфлот» (входит в ГК «Морское речное пароходство», МРП), «Водоходъ» и «Ортодокс». При этом средний срок окупаемости лайнера – свыше 20 лет. Кстати, именно этот фактор ранее и был одной из главных причин отсутствия подобных заказов.

«О необходимости обновления парка речных судов говорили все крупные туроператоры уже более 10 лет. Действительно, существующий пассажирский флот в России устарел и технически, и морально. Особенно это касается 2-3 палубных теплоходов, возраст которых давно превысил 50 лет. Проводимая на них модернизация, к сожалению, затрагивает только пассажирские помещения, и потому не может быть рассмотрена как обновление флота», - прокомментировал ситуацию корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Смолин, коммерческий директор круизного туроператора «ВодоходЪ». При этом, по словам эксперта, непосредственно сам проект строительства новый кораблей прорабатывался неоднократно.

Напомним, данная проблема для рынка и государства вовсе не новая. Причем государство даже поднимало тему более глобальных проектов, в честности – по постройке судов для морских круизов. Так, ещё в 2011 году на совещании у тогдашнего премьер-министра Владимира Путина «О проблемах транспортного комплекса Российской Федерации» было поручено Минспортуризму, Минэкономразвитию, Минтрансу, Минфину и другим заинтересованным организациям представить в Правительство РФ доклад о наличии заинтересованности у российских организаций в приобретении или строительстве российских океанских круизных судов и возможных мерах поддержки данных организаций.

Далее тема новых лайнеров, на этот раз речных, «всплывала» и при назначении Олега Сафонова в начале лета 2014 новым главой Ростуризма. «Большая проблема связана с дефицитом собственных судов для развития речных круизов. Самое молодое судно, которое используется для круизов - 1985 года выпуска. Для судна это нормальный возраст, но прошло уже много лет, и мы бы хотели, чтобы парк обновлялся», - заявлял тогда Олег Сафонов. Он сообщил, что планирует проработать этот вопрос с Объединенной судостроительной корпорацией. «Надо продумать систему лизинга для будущих владельцев судов. Эти проекты окупаются долго, потому что в России короткий круизный сезон», - отметил основную сложность руководитель Ростуризма. Однако подчеркнул, что «миссия выполнима». «Будем работать над ними, в том числе в рамках нашей федеральной целевой программы», - заявил г-н Сафонов.

В частности, тот проект судна, о строительстве которого идет речь сегодня (PV300VD), был разработан всего чуть более 4-х лет назад. «Тогда же были выработаны принципы финансирования: строительство за счет госкорпорации с последующей передачей в операционный лизинг туроператорам», - рассказал Андрей Смолин. По предварительной информации, строительство обойдется в 2.4-2.5 млрд руб. Как сообщают «Ведомости», Минпромторг предлагает такой вариант: лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании – 1% годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга. А с 2017 года будет возможно получить скидку в 10% при сдаче в утиль старого судна.

«Все наши расчеты совпадают с указанными в СМИ сроками окупаемости новых круизных судов - 25-30 лет. Экономические условия для закладки новых судов раньше были более благоприятными, почему строить планируют именно сейчас - неясно. Скорее всего это связано с долгим принятием решений, а также трендом на импортозамещение. При этом, насколько я понимаю, и сейчас идут скорее разговоры о планах по постройке, нежели о конкретных действиях по реализации проекта», - прокомментировал гендиректор круизного оператора «Инфофлот» Александр Сахаров. важно, чтобы такие проекты с государственным участием не были «междусобойчиком» отдельных компаний, чтобы игроки рынка имели равный доступ к участию в такого рода проектах, иначе отдельные компании получают конкурентные преимущества за государственный счет.

При этом, по словам экспертов, индустрия речных круизов, в первую очередь внутренних, находится в данный момент «на подъеме», причем настолько, что подобные проекты действительно могут быть действительно осуществимы. «Внутри России мы ожидаем реального роста количества новых туристов. В прошлом году увеличение российского турпотока на речных круизах составило 15%, по итогам 2016 года предполагаем рост еще минимум на 20%», - рассказал Андрей Смолин. По его словам, такие прогнозы были сделаны на основе предварительных броней и оплат, причем предполагается, что в турпотоке этого года будет очень велик процент новых клиентов.

Те же тенденции подтверждает и более осторожный прогноз от «Инфофлота». «Мы ожидали серьезного роста спроса в прошлом году, когда наметился тренд на подъем внутреннего туризма. Однако в круизной отрасли, несмотря на общие усилия игроков рынка, в частности компаний-участников «Речного альянса», бума не произошло. В связи с кризисными явлениями в экономике, несмотря на остающиеся предпосылки к увеличению спроса на туры внутри страны, мы ожидаем роста спроса на речные круизы около 10%. Ранние продажи этому прогнозу соответствуют, ждем массовых продаж ближе к весне», - рассказал Александр Сахаров.

«Сегодня, на волне роста спроса на внутренний туризм в целом, и на речные круизы в частности, строительство новых судов становится ещё более актуальным: высококлассный продукт будет реально востребован. Кроме того, сам факт появления новых теплоходов станет отличным информационным поводом и даст толчок в развитии всей индустрии речного отдыха», - резюмировал Андрей Смолин.

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости