Юристы дают советы турагентствам, как снизить риски при работе с турками
Турецкие туроператоры, исключенные Ростуризмом из реестра 30 декабря, вынуждены были прямо на ходу изобретать новые схемы для продолжения работы. В ряде случаев, предложенные ими модели работы создают довольно большие риски для их партнёров-турагентств.
Самым ярким примером такого решения стал новый договор «Анекса», рекомендованный туроператором для своих агентств. Именно он вызвал у них наибольшее число вопросов. Ознакомились с этим документом и юристы, которые в итоге и дали свои рекомендации турагентствам по уменьшению рисков для них. Так, у юриста Александра Байбородина при прочтении договора «Анекс-Тура» возникло 5 главных вопросов:
1) Основной и главный момент – предмет договора.
«Подавляющее большинство туроператоров используют схему Поставщик-туроператор-агент. Эта схема более-менее понятна. Но Анексом предлагается совсем иная – на мой взгляд, достаточно запутанная схема. Так, в преамбуле договора указано, что договор в силу ст. 421 договора является смешанным договором, в котором содержатся элементы договора оказания услуг, договора поручения и комиссии. Далее, смотрим предмет договора п. 1.1.«Заказчик поручает Географии от имени физических лиц…. но за счет Заказчика произвести бронирование туристского продукта у туроператоров».
Здесь возникает сразу несколько вопросов: как квалифицирует налоговая такой предмет договора и какой договор заключать с туристами – обычный оказания услуг или «поручения»? Откуда агент (по тексту договора – «Заказчик»?) получает полномочия действовать от имени туристов? У каких «туроператоров» бронируется «Географией» туристский продукт, если сама «География» здесь же в п. 1.1. говорит о том, что является туроператором, исполнителем и формирует туристский продукт?», - отметил эксперт.
В итоге по первому пункту он рекомендует: более четко определиться со схемой работы с агентами, закрепить это в предмете договора. «Напомню, классических схем две. Вариант 1: «География» поручает агентам реализовывать туристские продукты (продукты самой «Географии», либо иностранного оператора, чьим агентом является География) – в этом случае агент заключает с туристами договор оказания услуг, вознаграждение Агент получает от «Анекса». Вариант 2: Агент заказывает у «Географии» туристский продукт – в этом случае с туристами заключается «договор поручения», вознаграждение Агент получает от туриста», - пояснил юрист.
2) Второй большой вопрос в том, что из договора не совсем понятно, каким образом он все-таки заключается?
Как «классическая оферта» - путем совершения агентом действий по исполнению условий договора? Или путем обмена сканами договора с подписями и печатями?
«Насколько мне известно, в своих разъяснениях сам Анекс говорит о том, что ничего подписывать не нужно. Но тогда зачем в шапке договора пустые поля для названия агентства, а в конце договора слово «Заказчик» и пустое место для реквизитов? Тут моя рекомендация такова: внести в текст договора ясность по вопросу способа заключения договора, удалить ненужные поля».
3) Туманно сформулирован раздел про ответственность.
«Например, пункт 3.2. договора гласит, что География несет ответственность перед Заказчиком за своевременную уплату денежных средств на расчетный счет поставщиков услуг в размере неоплаченных сумм. Итак, предположим, тур стоит 120’000р. География перечислила поставщику за рубеж только 100’000р., остальное «не донесла». Поставщик отказался предоставить тур в связи с отсутствием полной оплаты. При этом по смыслу пункта 3.2. География несет ответственность только в размере «недоплаты» - то есть в размере 20’000р. Нетрудно предположить, какую сумму может потребовать через суд с агента турист за срыв путешествия – совершенно очевидно, что сумма будет в разы превышать эти 20’000р. Поэтому моя рекомендация агентствам: переформулировать положение об ответственности Географии».
4) Важный блок – это порядок оплаты.
«Пункт 4.1. – безусловный хит договора – заказчик производит оплату туристского продукта по курсу НА ЧАС (!) бронирования и (или) подтверждения заявки. Не совсем понятно, как отследить курс «на час»? Тем более при наличии союза «и (или)»? Так на какую дату (вернее на какой час? J ) будет рассчитываться курс – на дату (час) бронирования или на дату (час) подтверждения? Или это будет решаться самой Географией в каждом конкретном случае с учетом динамики курса? Поэтому моя рекомендация: прописать понятный механизм определения и расчета цены туристского продукта в рублях» - отметил эксперт.
Другая проблема - оплата по договору производится не самой Географии, а третьим лицам. Причем речь идет не о платежных системах, а о самостоятельных отдельных юридических лицах. Возникает вопрос – несет ли География ответственность за действия этих лиц? Если несет, то полагаю, следует отразить это в договоре. Поэтому тут рекомендации просты: прописать в договоре условия об ответственности Географии за действия третьих лиц, которые принимают оплату», - добавил Александр Байбородин.
5. и наконец - срок действия договора
«Согласно п. 7.1. – срок действия договора установлен в полтора месяца. Предусмотрена автопролонгация, но только в случае, если География не разместит оферту с новыми условиями. А что будет, если География, никому не сказав, разместит на сайте новую оферту? Агент останется без действующего договора? Или автоматически будет действовать новая оферта? Какими будут её условия? Как агент узнает о размещении новой оферты? Неужели агенту обязательно нужно ежедневно заходить на сайт оператора, чтобы отследить – А не закончился ли у меня договор???», - задаёт вопросы юрист.
В итоге и здесь специалист даёт рекомендацию о существенной правке договора для уменьшения рисков турагентств: «прописать в договоре более понятный и конкретный механизм продления договора, который страховал бы агента от внезапного обнаружения того факта, что договор то оказывается не действует».
Автор: