Пятилетие «арабской весны», которая перевернула мировой туризм
Ровно пять лет назад, 14 января 2011 года, президент Туниса Зин эль-Абидин Бен Али оставил свой пост и бежал из страны, опасаясь расправы со стороны протестующих масс. Именно этот день многие политологи считают началом «арабской весны», охватившей вскоре почти всю территорию Северной Африки и Ближнего Востока. Последствия данных «цветных» революций сразу же сказались на туристическом секторе, причем не только в самих странах, подвергшихся «переформатированию», но и в Европе и России. Однако самое печальное, что волна нестабильности, вызванная «арабской весной», за пять лет не только не сошла на нет, но и грозит захлестнуть другие страны региона, пока ещё сохранявшие легитимную власть. В итоге туризм в Северную Африку и на Ближний Восток вообще может сойти на нет, хотя из-за сопутствующих проблем, и прежде всего миграции и терроризма, пострадает туристическая привлекательность и Старого Света.
Напомним, что тунисские события начались с одиночной акции 18 декабря 2010 года, когда в знак протеста против социальной политики властей Туниса торговец фруктами Мохаммед Буазизи совершил самосожжение. Для всего арабского мира этот поступок стал сродни выстрелам в Сараево 28 июня 1914 года, после чего вспыхнула Первая мировая. В Тунисе начались массовые волнения, которые постепенно перекинулись на соседние страны региона.
При этом сценарий «цветных революций» везде был схожим. Вначале протестовала интеллигенция, требуя демократических свобод, которая координировала свои выступления через американские соцсети. В помощь протестующим американские интернет-гиганты даже разработали специальные сервисы. Затем мирные демонстрации перерастали в массовые беспорядки и столкновения с органами правопорядка. После Запад объявлял действующие правительства нелегитимными и требовал их отставки. При этом далеко не во всех странах властям удавалось подавить выступления и одновременно выдержать дипломатическое давление извне. В итоге в Тунисе и Египте власть пала, в Омане, Иордании, Марокко и Кувейте произошли изменения в правительстве. В Ливии власть была смещена после гражданской войны и иностранной интервенции, а теперь страна погрузилась в террористический хаос. В Йемене власть сменилась, но гражданская война продолжается до сих пор, усиленная интервенцией аравийских монархий. В Сирии президент Башар Асад сохранил свой пост, но страну захлестнул террор, и конца этой войны пока не видно.
Частично ситуацию удалось стабилизировать лишь в Египте, где пришедшую террористическую группировку «Братья-мусульмане» (запрещенная в России организация) во главе с президентом Мурси свергли военные, которые вновь установили светский режим. Тем не менее, для российских турфирм и туристов египетское туристическое направление за прошедшие 5 лет испытало огромное количество потрясений: его 3 раза «закрывали» ради безопасности наших туристов, причем последний раз – с полным запретом на авиасообщение, которое действует и поныне. При этом все финансовые потери из-за этих «закрытий» ложились на российский турбизнес, что лишь усиливал в нм кризисные явления.
Спрос на Тунис также был основательно подорван революцией, хотя само направление официально ни разу не «закрывали». Однако летом 2015 года тунисское направление после двух крупных терактов вновь осталось практически совсем без российских туристов, а его перспективы на 2016 год туманны.
Сирия, никогда не являвшаяся массовым туристическим направлением, внесла одну из главных лепт в перекройку туристических потоков России: грезящая новоосманской империей Турция, руками ИГИЛ (запрещенная в России организация) пытающаяся прибрать к себе часть Сирии, напала над территорией этой страны на российский самолёт Су-24, поставив тем саамы жирный крест на всяком сотрудничестве между нашими странами. В итоге предстоящее лето уже очевидно пройдёт под девизом импортозамещения турецких курортов, а это 3 млн туристов – самый большой выездной турпоток из России. Как и куда он переориентируется, также пока до конца не ясно, зато понятно, что благодаря «закрытию» Турции пострадает огромное количество турфирм в России.
Ещё один итог «арабской весны», - начало массовой миграции жителей пылающего региона в Европу, с которой Старый Свет справиться уже не может. Уже сама по себе волна мигрантов снижает туристический потенциал Европы: телекартинка наплыва мигрантов не прибавляет потенциальным туристам желания ехать «в европы». А побочное следствие миграции - массовые беспорядки в европейских городах и возможные теракты (в Париже взрывы уже прогремели), ещё сильнее уменьшает туристический потенциал Старого Света.
Но и это ещё не все туристические итоги «арабской весны». Обостряется обстановка вокруг Ирана и Саудовской Аравии, а также связанных с ними сателлитов. В итоге конфликт может вспухнуть в самом сердце Аравийского полуострова, затронув и такое популярное туристическое направление как ОАЭ. Более того, всё больше политологов склоняются к мнению, что Турция как государство в ближайшие годы не избежит распада на несколько независимых частей, причем этот процесс, скорее всего, будет сопровождаться гражданской войной и волной терактов. В итоге о турецком туристическом направлении придется забыть на десятилетия, и уже вне зависимости от санкций со стороны России...
Автор: