Что ожидает российский туррынок в предстоящем осенне-зимнем сезоне? Прогнозы первых лиц туроператоров...
15 сентября в Москве открылась очередная 21-ая выставка «Отдых» - главный осенний туристический форум страны. Выставка этого года пришлась на самый сложный сезон для всего туристического рынка России, который сократился примерно в 2 раза. Сказалось это и на «Отдыхе», где среди экспонентов заметно резкое сокращение количества туроператоров, особенно знаковых и наиболее известных, при этом на выставке превалировали экспозиции российских регионов и зарубежных турофисов. На этом фоне корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» пообщался с первыми лицами представленных на выставке туроператоров, чтобы получить их прогнозы как на ближайший осенне-зимний сезон, так и в целом о судьбе российского туристического рынка на ближайшие 1-2 года.
По словам экспертов, ожидать критических изменений на нашем рынке уже не стоит – основная его чистка уже состоялась, однако в целом ситуация будет сильно зависеть от экономической и политической обстановки в стране. Что касается предстоящего сезона, то большинство экспертов сошлись во мнении, что российские туристы скорее отдадут свое предпочтение безвизовым странам, расчет в которых ведется в рублях, чем дорогим европейским направлениям с новой системой биометрии.
- Геннадий Косарев, гендиректор «United Travel» в России: «Основной спрос у туристов будут иметь долларовые страны, а также внутрироссийские направления: Ленинградская область, Костромская область, Урал, Татарстан и Байкал. В связи с введением дактилоскопии для шенгенских виз многие туристы откажутся от Европы как минимум на ближайшие 2-3 месяца, поэтому выигрывать будут исключительно долларовые страны: Египет, Эмираты, Таиланд, возможно хитами будут Шри-Ланка и Гоа. Большинство туроператоров дуновение этого тренда уже ощутило на себе: крупные игроки рынка бросились в Россию, у многих также появились юго-восточное направления. Что касается зимы, то ближайший пик продаж как обычно придётся на новогодние туры, но в целом спрос на них оживится только к началу декабря, а не как раньше – в октябре. И в основном продажи придутся на Россию либо ЮВА. Если говорить в процентах, то я думаю, что около 90% потенциальных туристов либо поедут отдыхать внутри России, либо вообще останутся дома, а из оставшихся 10% львиную долю возьмет на себя безвизовый Таиланд и Египет, а также Гоа и Вьетнам. Что касается Эмиратов, то несмотря на долларовые цены этого направления, туристов будет отпугивать стоимость визы, которая выросла до 100 долларов – сейчас для многих это большие деньги».
- Владимир Воробьев, президент туроператора «Натали Турс»: «Сейчас неправильно делать прогнозы просто потому, что абсолютно никто не знает и не понимает, что будет завтра и, главное, послезавтра. Поэтому, если появится определенная стабильность на рынке, то стабилизируется и рынок выездного туризма, а если экономика будет раскачиваться, то и весь наш туристический рынок будет в след за ней «поворачивать» в ту или иную сторону. Понятно на данный момент лишь одно: после резкого падения объема турпотока, а также после истории с «Трансаэро» на рынке неизбежно произойдут глубокие структурные изменения. Другая основная тенденция этого года - перераспределение турпотока между самостоятельными туристами и теми, кто пользуется услугами туроператоров. Доля последних продолжит сокращаться».
- Екатерина Желдак, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Anex Tour»: «Этот летний сезон был для нас достаточно успешным. Я считаю, что этой зимой туристы выберут страны, визовый режим в которых либо отсутствует, либо происходит по упрощенной схеме. Что касается европейских стран, то у них уже давно сложилась своя постоянная аудитория, которая не перестала ездить туда даже с приходом кризиса, поэтому больших изменений по этому направлению мы не ожидаем. Тем более что, процедура дактилоскопии занимает совсем немного времени».
- Нелли Огурцова, коммерческий директор туроператора «Время Тур»: «Более-менее детальные прогнозы по зиме пока дать невозможно из-за огромной неопределенности с курсами валют, а также ситуации в экономике и политике. Однако для понимания ситуации приведу в пример тот факт, что в этом году раннее бронирование отсутствует в принципе. Туристы опасаются заранее планировать свой отдых. Эта тенденция во многом характеризуем ситуацию в целом».
- Ирина Федина, гендиректор туроператора «Веди ТурГрупп»: «Если говорить о новой визовой системе в страны Шенгена, то по нашему опыту спрос в Европу нормализуется примерно через 2-3 недели после её введения. Поэтому мы рассчитываем на стабилизацию турпотока».
- Валерий Китель, гендиректор туроператора «КРиСТ Тур»: «В этом году объемы продолжат сокращаться, для их стабилизации и тем более для роста, просто нет оснований. При этом в условиях кризиса ярко проявился тренд по расслоению спроса: большинство туристов стали выбирать либо очень дорогие туры, либо очень дешевые. А спрос на туры среднего ценного сегмента сократился значительнее всего».
- Дмитрий Арутюнов, гендиректор туроператора «Art-Tour»: «На данный момент мы не отмечаем значительного снижения спроса. Возможно, потому что мы больше занимаемся турами сегмента «премиум». Нашими клиентами являются состоятельные люди, которые могут себе позволить отдыхать за границей, даже не смотря на кризис. Основной же удар приняли на себя компании, занимающиеся массовым туризмом. В этом сегменте падение спроса ощущается очень значительно. Что касается тенденций этого года, то я выделяю две основные. Первая, как я уже сказал, это сокращение массового туризма. Вторая - практически полный отказ от чартерных рейсов, что, по моему мнению, является очень хорошим знаком. О конкретных прогнозах ничего сказать не могу. По крайней мере, мы не ожидаем каких-то резких изменений. Возможно, из-за падения спроса с рынка уйдут некоторые игроки, занимающиеся массовым туризмом, но я надеюсь, что это произойдет без скандалов, которые компрометируют весь турбизнес».