Введение курортного сбора в России отложили до 2017 года, турбизнес надеется, что эту идею вообще «похоронят»
29.07.2015  16:58 5136

Введение курортного сбора в России отложили до 2017 года, турбизнес надеется, что эту идею вообще «похоронят»

Курортный сбор в России введут не раньше 2017 года, при этом основными препятствиями для его введения заинтересованные ведомства называют законотворческие и бюрократические «необходимости» - принятие новых законов, разработка нормативных документов и так далее. В тоже время саму необходимость введения такого сбора обосновывают «усилением антропогенной нагрузки» и поиском источников средств средства на поддержание в удовлетворительном состоянии инфраструктуры в условиях ограниченных региональных бюджетов. На эти благие цели предполагается взимать с каждого туриста от 50 до 100 рублей за день проживания. При этом эксперты турбизнеса подчеркивают, что рациональность сбора вызывает большие сомнения, и однозначно послужит снижению спроса на путевки со стороны туристов.

«Оживить» возникшую перед летним сезоном тему создания курортного сбора на этот раз решило Министерство по делам Северного Кавказа. По их оценкам, впрочем, реальное введение курортного сбора в России возможно не ранее 2017 года. Как сообщили АТОР в Министерстве, причина задержки – необходимость «проделать большую работу»: принять федеральные и региональные законы, разработать и утвердить различные нормативные документы на новый сбор со стороны налоговой службы.

Министерство предложило установить фиксированный размер ставки сбора – от 50 до 100 рублей за день проживания на территории городов-курортов. По их оценкам такая сумма соответствует средней ставке сбора в международной практике. Однако по их подсчетам, размер ставки каждый субъект Российской Федерации может определять самостоятельно. Сбор предполагается сразу взимать с отдыхающих при отъезде или выезде.

Ответ на вопрос, куда пойдут деньги, чиновники дали приблизительный. Итак, «идея по введению курортного сбора связана с ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе, на рекреационные территории и парковые зоны, а также на жилищно-коммунальную инфраструктуру городов-курортов». Также, по оценкам ведомства, ограниченность средств региональных бюджетов уже привела к неудовлетворительному состоянию парковых территорий этих курортов, находящихся там достопримечательностей, памятников архитектуры и объектов инфраструктуры. По их оценке «прирастающий» турпоток рано или поздно приведет к тому, что туристы не захотят ехать в «убитые» города.

Например, по оценкам чиновников Ставропольского края, ежегодно курортный сбор может приносить в бюджет субъекта до 700 млн руб. Доходы от сбора предполагается перенаправлять в муниципальные бюджеты городов-курортов Ессентуки, Кисловодск, Железноводск и Пятигорск с конкретным целевым назначением – благоустройство и содержание курортных территорий, продвижение туристского и санаторно-курортного потенциала, вопросы безопасности, создание системы туристской навигации и иных информационных источников, повышение качества услуг и сервиса, оказываемых на территориях курортов.

Отметим, что это предложение последовательно «иллюстрирует» возражения против курортного сбора экспертов турбизнеса. Основной вопрос, который задают туроператоры – это вопрос рациональности введения нового сбора и его администрирования: ведь под него придется создать соответственные управленческие структуры, на работу которых придется также затрачивать немалые средства. «В Петербурге предполагалось ввести налог с туриста в размере 10 рублей, вроде бы такие деньги туриста не обременят и не напугают. Но при этом надо подсчитать эффект от такой меры. Так, в Питер приезжает два миллиона туристов в год – значит, налог принесет городу 20 млн рублей. Но зарплата лишь одного чиновника, который будет заниматься администрированием этого налога, уже составит не меньше миллиона в год, а скорее всего для этого потребуется далеко не один человек. В итоге, за счет поборов с туристов обеспечивается штат чиновников и налоговиков, однако реальный вклад в бюджет города будет мизерным, даже если эти сборы и увеличить в десять раз», - ранее прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин».

Второй компонент – психологическая «антиреклама» подобных поборов с точки зрения туриста. «У туроператоров уже был наглядный опыт – подобный сбор вводили в Крыму, когда он ещё принадлежал Украине. По приезду турист, вместо спокойного размещения, должен был занимать очередь в кассу, оплачивать там некоторую небольшую сумму – которой у него нередко и не было, так как счет выставлялся в гривнах – и только после этой «процедуры» мог заселяться в номер. Ни к чему, кроме проблем с заселением и негативным отзывам это не приводило», - рассказал Сергей Ромашкин. При этом текущее состояние инфраструктуры Крыма «почему-то» так и осталось «ниже среднего».

Что же касается логичного желания заработать денег на межсезонье, то по оценке эксперта, у курортов есть средства, более «приятные» туристу. «Курорты могут вкладываться в рекламу и сотрудничество с турбизнесом – соответственно, увеличивать количество туристов, строить новые отели и центры развлечений. И эти предприятия, будучи доходными, принесут в бюджеты курортов значительно большие средства, чем те копейки, которые можно содрать с туристов путем введения сборов», - резюмировал Сергей Ромашкин.

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости