Взрывной спрос на туристическом рынке выездного туризма: в апреле туроператоров «захлестнула» волна last minute отложенного спроса
Конец апреля для туроператоров окажется крайне напряженным периодом: отложенный спрос по зарубежным турам привел к тому, что бронирования на апрель и майские праздники, начинавшиеся с единичных заявок в феврале, приобрели вид взрывного спроса уже с середины апреля. Самое примечательное, что эта тенденция отмечена как для дешевых туров, так и для туров высокого ценового сегмента. При этом, несмотря на среднее падение турпотока на европейских направлениях на 40%, предстоящий летний сезон имеет шанс оказаться более-менее прибыльным для турфирм, так как большинство операторов, наученных горьким опытом и кризисом, минимизируют риски и обращают особое внимание на рентабельность.
«Сейчас идет вал бронирований last minute: если раньше бронирования начинались с февраля, то сейчас туристы «завалили» бронями буквально в последний момент», - рассказал журналистам во вторник на пресс-завтраке Владимир Воробьев, президент туроператора «Натали Турс». При этом, по словам эксперта, эта тенденция проявляется по всем основным зарубежным направлениям, например, в заказах на майские праздники дубайских отелей класса Luxury, которые в прошлом году бронировали как минимум за два месяца до заезда. «Сейчас даже очень состоятельный клиент ведет себя как несостоятельный - та же модель поведения. Кстати, такая же тенденция наблюдалась после дефолта 98 года в течение четырёх лет», - пояснил Владимир Воробьев.
При этом в основном «не везет» клиентам из регионов, так как полетные программы оптимизированы туроператорами максимально и практически по всем направлениям, поскольку именно региональные программы «генерировали» для игроков основной демпинг и убытки. В текущих условиях, по словам Владимира Воробьева, продолжать привычные демпинговые игры фактически не рискует ни один крупный туроператор (исключение – лишь одна компания с турецкими корнями). Поэтому общей тенденцией стало максимальное сжатие программ, и как следствие - дефицит перевозки. «Прямых рейсов за «три копейки» из регионов больше не будет, и в целом для наступающего сезона должно стать тенденцией резкое вымывание с рынка дешевой заграницы. Зима была тяжелой, сейчас главная задача – восстановить доходность и не ввязываться в авантюры», - отметил Владимир Воробьев. При этом некоторые «скидочные» акции, которые проводит, в том числе, и компания «Натали Турс», нацелены на минимизацию «last minute», для чего в таких акциях участвуют «долгоиграющие» предложения. «Наша ключевая задача – поменять потребмодель, добиться того, что сумели авиакомпании, которые в целом смогли убедить целевую аудиторию в том, что покупать билеты заранее – более выгодно», - пояснил собеседник.
Более того, даже несмотря на 40% спад на европейских направлениях, у туроператоров перед летним сезоном появился некоторый оптимизм. «В феврале-марте по раннему бронированию в Европу наблюдался спад до 70-80%, другими словами – раннего бронирования тогда фактически не было. Сейчас ситуация резко меняется», - отметил Владимир Воробьев. «По Греции, по Испании пошли хорошие объемы с положительной рентабельностью, мы в свою очередь убираем огромное количество ассортиментных продуктов, срезаем региональные программы, генерирующие отрицательную маржу. У Италии – своя специфика, там нет больших «массовых» отельных комплексов, так что мы по-прежнему предлагает рынку большой спектр гостиниц. Тем не менее, мы видим, что и на этом направлении туроператоры умерили свои аппетиты. Более того, мы убрали с итальянских маршрутов самолеты большой вместимости, из-за чего даже можно ожидать некоторого дефицита перевозки», - оценил Владимир Воробьев.
При этом дать прогноз на сезон достаточно непросто, наиболее нервирующий фактор – это, естественно, колебания курса рубля. «Сейчас проблема не столько в росте курса валюты, сколько в постоянных колебаниях. Как только турист перестает понимать, что будет дальше, продажи замирают. Также «пила» на диаграмме курса приводит к постоянно меняющейся рублёвой цене за турпакеты, что провоцирует соответствующие претензии к агентам», - отметил г-н Воробьев.
Что касается майских праздников – то ситуация пока несколько парадоксальная. «Апрель был хороший, раскупался куда активнее любых прогнозов. А вот на майские летят не настолько массово. Впрочем, при учете того, что, например, майские праздники с вылетом в Дубай 28.04 начали раскупаться только сейчас – всё может измениться», - резюмировал Владимир Воробьев.
Автор: Ирина Архарова