Сергей Шпилько: задача организованного туризма создать турпродукт
Новый, интересный, привлекательный по цене и качеству турпродукт – таков, по мнению главы Комитета по туризму Москвы Сергея Шпилько главный плюс, которым туроператоры внутреннего туризма могут «отвоевать» клиента у самостоятельных бронирований. Однако мало кто из операторов готов этим заниматься.
«Главная проблема России вообще и Москвы в частности – в отсутствии турпродукта при колоссальном туристическом потенциале. А нет продукта – нечего предложить и туристам. Его создание – задача не чиновников, а прежде всего бизнеса. Чиновники, власть могут лишь оказать содействие в этом процессе», - сообщил Сергей Шпилько в своем заявлении РСТ. При этом у городского туризма своя специфика – ему приходится конкурировать, прежде всего, с самостоятельным бронированием. И к этой борьбе, как оценил Сергей Шпилько, турфирмы скорее не готовы: «В Москве позиционируют себя в качестве принимающих не менее 100 компаний. Правда, на деле и в приличных объемах въездным туризмом из них занимается не более десяти. А готовы меняться и отвечать на новые запросы времени – еще меньше», - отметил он.
При этом, как считает Сергей Шпилько, Москва оказалась хорошим примером. «Самым «принимающим» городом в нашей стране принято считать Санкт-Петербург. Однако число гостиничных номеров там с 2010 по 2014 год выросло с 23,6 тысяч до 24,4 тысяч, а в Москве – с 37,8 тысяч до 41,2 тысяч Число туристов в Петербурге увеличилось за это время с 2,4 млн. человек до 3 млн., а в Москве – с 4,2 млн. человек до 5,4 млн. Количество музеев в Санкт-Петербурге за четыре года осталось неизменным, а в Москве было 55 – стало 87. Причем это только те, что в ведении Минкультуры, а общая цифра еще больше. Пассажиропоток в северную столицу составляет 13 млн. человек, в Москву – почти 80 млн», - привел статистику Сергей Шпилько.
Кроме того, по его словам, несмотря на кризис, в 2015 году в Москве планируется открыть 15 отелей доступного уровня на 5 тысяч мест. «На столичном гостиничном рынке острейшая конкуренция, что позволяет туроператорам получать исключительно выгодные тарифы – значительно ниже, чем в международных системах бронирования. Как следствие, поездка на 5 дней/4 ночи с 1 по 5 мая в двухместном номере 3* с завтраком обойдется в Москве почти вчетверо дешевле, чем в Берлине, который традиционно считается одним из самых недорогих европейских туристических городов: 19 тыс. рублей против 71 тыс. рублей», - привел пример Сергей Шпилько.
Коснулся он и основной проблемы Москвы – чрезвычайно узкой продуктовой линейки. «Нам пришлось буквально продавливать создание большого количества новых, желательно коротких, дешевых, удобных для туриста программ. Против ожиданий, лишь немногие компании оказались способны изменить свое отношение к продукту», - оценил Сергей Шпилько. Так, по словам главы Москомтуризма, среди них оказались «Интурист» и «Тари-тур». На основе карты гостя Moscow Pass, которая позволяет существенно сэкономить на посещении музеев, а также использования даблдекера City Sightseeing и флотилии Radisson, они смогли предложить разнообразные экономичные туры. Например, уикенд на 3 дня/2 ночи с экскурсионной программой от «Интуриста» обойдется в 4235 рублей на человека при размещении в отеле 3* с завтраком. «Тари-тур» предлагает тур 4 дня/3ночи за 4449 рублей при размещении в отеле «Аэростар» 4* или Marriott 5* – за 7400 рублей. Изменив отношение к продукту, мы смогли получить такие одно-двухдневные программы, как «Москва мельком», «Москва с земли», «Москва в бинокль», «Москва из-под земли», «Москва в метро».
«Основной вывод и совет турбизнесу, причем не только московскому, но и региональному: вместо того, чтобы предлагать один тур на весь год, компаниям надо разработать несколько программ, еще лучше – иметь на каждую неделю новый тур, приуроченный к каким-то событиям или мероприятиям или просто предлагающий свежую идею, или рассчитанный на конкретную целевую аудиторию – молодежь, старшее поколение и т.д.
Второе необходимое условие выживания турбизнеса в нынешних условиях – модернизация штата, поиски гибких форматов работы. Делайте ставку на тех менеджеров, которые готовы предлагать что-то новое или двигаться в этом направлении. Там, где руководство компании умеет убедить сотрудников по-новому взглянуть на ситуацию, начинается движение вперед. Если побеждает рутина и все остается по-старому, начинается регресс. Уверен: надо меняться, иначе кризис не одолеть», - резюмировал Сергей Шпилько.
Автор: Яна Вараксина