Фингарантии: где, как и почём?
Принятый в среду Госдумой закон о фингарантиях активно обсуждается туробщественностью, в том числе и на профессиональном форуме турбизнеса на портале «ТУРПРОМ» (http://forum.tourprom.ru/). Полный текст принятого закона можно найти на нашем портале по ссылке https://www.tourprom.ru/img/publish/Закон_о_фингарантиях.htm или в рубрике «Актуально». Вчера корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» получил первые комментарии юристов и банковских экспертов о принятом законе. Нас интересовало в первую очередь несколько вопросов: 1) в чем принятый закон отличается от внесенного Правительством законопроекта; 2) какова мера ответственности турфирм, решивших продолжить после 01 июня заниматься туроперейтингом без фингарантий; 3) какова будет реальная цена фингарантий для законопослушных турфирм; и 4) каковы легальные пути минимизации платы за получение фингарантий? По мнению Дарьи Донских, начальника юридического отдела Юридического Агентства «Персона Грата»: «принятый Закон практически во всем разительно отличается от своей первоначальной редакции». По мнению эксперта, одним из основных нововведений стало появление подробного списка оснований для страховых выплат по гражданской ответственности туроператоров, который имеет совершенно другой смысл по сравнению с предыдущим перечнем. Если изначально в Законе перечень оснований для выплат были банкротство туроператора, его ликвидация или невозможность удовлетворить судебные требования, то теперь речь идет о неисполнении или ненадлежащим исполнении условий договора с туристом. «Под это определение можно притянуть любой сломанный кондиционер или другую мелочь. Как известно, многие судебные иски туристов подаются на основе весьма субъективных оценок, а формулировка закона весьма расплывчата. Кстати, она касается не только наземного размещения, но и перевозки туристов», - пояснил эксперт. Основанием для выплат будет служить факт установления обязанности возместить реальный ущерб, причинённый туристу вследствие невыполнения туроператором условий договора: если такой факт будет доказан туристом напрямую страховой компании, то она может самостоятельно принять решение о выплате компенсации, этот же факт может быть установлен в суде – тогда компенсация будет выплачена по решению суда. Именно новые расширенные основания для страховых выплат могут заставить страховщиков пересмотреть свои первоначальные оценки по стоимости фингарантий в сторону их существенного увеличения. «Пока закон находился в Госдуме, мы успели договориться с несколькими страховыми компаниями о специальных условиях по предоставлению фингарантий для наших клиентов. Речь идет о ставке, начинающейся от 2% от размера гарантии до, максимум, 5%. Однако переговоры шли на первоначальных условиях по основаниям выплат, установленных в проекте закона. Теперь же страховые компании могут повысить свои ставки, резонно полагая, что их риски по выплатам существенно возрастут», - сообщила Дарья Донских. В ближайшее время страховые компании планируют провести совещание, чтобы сообща найти приемлемые пути по выработке страхового продукта для туроператоров. «Сейчас дать однозначную оценку стоимости фингарантий невозможно, потому что страховые компании должны провести серьезную работу по оценке своего риска. Думаю, не стоит ожидать готовых страховых продуктов ранее, чем через месяц-два», - добавил эксперт. Одновременно со страховщиками многие банки и финансовые компании рассматривают данный закон с целью предложить рынку вариант фингарантий, специально «заточенный» под мелкий и средний бизнес. «Уже разработаны несколько абсолютно легальных схем, которые позволят туроператорам на порядок уменьшить их плату за фингарантии. Сейчас эти схемы активно прорабатываются, и как только мы сочтем наш продукт полностью готовым, мы выйдем с ним на рынок», - сообщил нашему корреспонденту представитель одно
Автор: