Шарм-Эль-Шейх: российские туристы стали прижимистее
Из окна своего сувенирного магазинчика, что рядом с аэропортом Шарм-эль-Шейха Юсуфу Али хорошо видны самолеты. Пока иностранная авиация садится и взлетает, сам он то и дело переводит взгляд на скрашивающую его будни толпу миниатюрных мумий, изящных сфинксов и других достопримечательностей, доставшихся ему в наследство от великолепной эпохи Фараонов. И так изо дня в день: в историческом окружении и без единого покупателя. Бывает, конечно, что заглядывают. У тех, что приходят, отельный браслет. На нее у Али глаз наметанный. Туристы отдыхают по программе «ол-инклюзив». Это они медленно, но верно обескровливают местный бизнес на побережье Красного моря, сводя доходы к нулю. Все ищут, где можно выгадать копейку, и другим советуют все покупать у себя в гостинице. Расчетливые, они еще и возвращают себе НДС. «Зачем им деньги? У них все включено. Так, пара долларов шуршит в кармане – на магазин и экскурсии», глядя на то, как очередной самолет, на сей раз из Москвы, выгружает ватагу туристов, которые «грузятся» в автобус до ближайшего отеля.
Кульбиты рубля, замедление в еврозоне и продолжающиеся нападения на туристов на Синайском полуострове сделали свое дело: местные отельеры, рестораторы и туроператоры теряют клиентов. Чтобы не лишиться тех, кто пока еще осторожно задумывается об отдыхе в Египте, гостиницы вынуждены предлагать пакеты «ол-инклюзив», по душещипательно низким ценам.
Именно в системе ол-инклюзив видит основное зло и директор консалтингового агентства TRI (обслуживает отельный сегмент) Питер Годдард: «В оплату входят завтрак, обед, ужин, проживание, напитки, некоторые развлечения. Уберите их, и вы поймете, что отельеру остаются какие-то смешные гроши». По данным опроса, проведенного агентством среди владельцев гостиниц, в Шарм-эль-Шейхе, которые отказались от системы «ол-инклюзив», насчитывается меньше пяти процентов.
Валютные закрома, без которых экономика, посаженная на финансовую иглу стран Залива, не сможет встать на ноги, оскудели. А источник один – иностранные гости и возрождение изрядно потрепанного национального туризма. Именно этим вопросам была посвящена в эти выходные встреча отельеров и рестараторов в конгресс-центре Шарм-эль-Шейха. В рамках конференции «Будущее Египта» тысячи делегатов со всего мира наводнили курорт – верный знак того, что местный туризм скорее жив, чем мертв.
Однако организаторам пришлось привлечь каирских водителей для доставки гостей из гостиниц в конгресс-центр, где решалась судьба египетской экономики. В самом регионе таксистов заметно поубавилось: отсутствие туристов привело к сворачиванию дел в отрасли.
Десять лет назад Шарм-эль-Шейх пережил самый страшный теракт за всю историю страны. Тогда от взрыва бомбы в окрестностях города погибли 88 человек. Последовавшие за трагедией беспорядки на Синае сгубили на корню начавший, было, поднимать голову приморский туризм.
Когда-то лидер «зимнего лета», сегодня курорт может заполнить от силы половину своего гостиничного фонда. Остальные номера пустуют на пике бархатного для этих мест сезона. В декабре стоимость номера в Шарм-эль-Шейхе упала до мифических 45 долларов в сутки. В Дубае точно такой же стоит 375 долларов.
Те же отели, где по-прежнему кипит жизнь, вынуждены втиснуть все услуги в один пакет. То, что остается от продажи еды и напитков, оставляет мало шансов на хорошую прибыль. Это мало похоже на то, как ведут бизнес в других городах региона. В том же Дубае, к примеру, операторы отлично зарабатывают на «кормежке» туристов.
Рублевые перипетии нанесли сокрушительный удар по египетским отелям, стоящим на трассе, которая ведет в центр Шарм-эль-Шейха. Их дефицит ощущается повсюду, но нигде, как здесь, отсутствие россиян, составляющих основу местного туризма, не сказывается так болезненно.
Но не политика представляет основную угрозу турбизнесу. В этом уверен экономист Жан-Поль Пига из «Emirates NBD», комментирующий ситуацию в России. По мнению Пига, «она будет так или иначе влиять и на дубайский сегмент». Другое дело, что россияне, которые приезжают в Египет в рамках «ол-инклюзив», если так можно выразиться, «более тонко чувствуют ценовую конъюнктуру и курсовые колебания».
Стоит челнокам выгрузить туристов у магазинчиков в районе Нама Бэй, и для их владельцев наступает «рекламная пауза». По этому случаю в их арсенале присутствуют чуть ли не все языки мира. Но начинают всегда с русского, затем в ход идет английский язык.
Несмотря на экономические трудности и сложную ситуацию с валютным курсом, россиян в Египте по-прежнему можно встретить на каждом шагу. «Вот только стали прижимистее»,- вздыхает Али, сетуя на то, что «теперь не так, как раньше». Сам он при этом разворачивает фолиант – с его слов, самый старый календарь в мире. Каждый месяц представлен изображением древних египтян: они запечатлены в движении и крепко держат друг друга за руки. Что может быть лучше, даже сегодня, в отсутствие туристов…
Автор: Анастасия Головкина