Чехия теряет российских туристов
Туризм маленькой Чехии становится заложником непростой политической ситуации в мире. На фоне кризиса в отношениях России и Запада, третий квартал ознаменовался внушительным (-14%) сокращением числа российских туристов в этой стране. Об этом свидетельствует статистический отчет, опубликованный в минувшую пятницу. При этом туркомпании и отели на главных туристических направлениях, а также национальные авиаперевозчики уверены в том, что эти цифры занижены. По их данным, с момента обострения отношений вокруг Украины, которые достигли особого накала весной, турпоток из России падает еще ниже, а неустойчивый рубль этому только способствует. Неутешительная картина для Чехии, экономика которой привязана к иностранным туристам, которые только в 2012 году принесли в национальную казну 4.3 миллиарда евро (5.3 миллиарда долларов).
У российских туристов Чехия всегда была в числе главных фаворитов. Тренд, сформировавшийся еще в коммунистическую эпоху, вывел россиян на второе место среди генераторов чешского въездного туризма. Первое место у Германии.
По словам совладельца туристического агентства «Pragenter», которое специализируется на приеме в Праге (преимущественно российских туристов) Анжелы Федоренко, май, который обычно считается месяцем стабильно высокой туристической активности, закончился резким падением, свидетельствующим о том, что ситуация приобретает устойчивый характер. «Честно говоря, дела сегодня идут плохо, рынок продолжает валиться»,- признается Федоренко, исчисляя падение 50-60%.
По данным Статистического управления Чехии, в годовой ретроспективе российский турпоток потерял в третьем квартале 2014 года 14% и скатился к 180.000. Это только по данным чешских гостиниц. Местному турбизнесу нивелировать его пока удавалось за счет туристов из Германии, Польши и Словакии. В итоге общий въездной турпоток в Чехию даже подрос на 4%. Как уточняет Федоренко, «состоятельные россияне продолжают приезжать в Чехию, чего не скажешь о среднем классе, который либо боится, либо испытывает финансовые трудности».
Украинский кризис и падение цены на нефть поставил российскую экономику в сложное положение, в бивалютной корзине рубль потерял, как минимум, 10 единиц, если брать от начала года. На этом фоне зарубежные поездки перестали привлекать большое количество российских туристов.
Все последние годы «Чешские авиалинии» (национальный перевозчик, акции которого частично принадлежат «Korean Air»), традиционно делал ставку на российский рынок, который должен был, в числе других локомотивов, вытянуть компанию из минусового тренда. Увы, сегодня дефицит пассажиров наблюдается на рейсах и из России, и из Украины.
«В первом квартале ситуация ничем не отличалась от той, которую мы наблюдали в аналогичном периоде прошлого года. Однако в апреле мы отметили резкое падение на этих направлениях», - говорит пресс-секретарь авиакомпании Дэниел Сабик, по информации которого в сентябре пассажиро-поток из России упал на 23%, а из Украины на 61%. «Это обернется для нас потерей сотней миллионов крон и, естественно, самым негативным образом скажется на финансовых показателях»,- добавил он с сожалением.
О сокращении числа российских туристов сообщили и другие страны. К падению в ближайшие месяцы российского турпотока готовятся горнолыжные Австрия и Швейцария.
Автор: Станислав Подольский