Открылся «Лыжный Салон 21», зеркало горнолыжного сегмента туриндустрии
Открывшийся в пятницу «Лыжный Салон – 21» продемонстрировал, что рынок горнолыжных туров «встретился» со всеми тенденциями, характерными для туротрасли в кризисный 2014 год. Прежде всего бросается в глаза «оптимизация» бюджетов туроператоров, большинство которых решили в этом году сделать паузу в участии в выставке: отдельным стендом на «Лыжном Салоне» представлен фактически лишь основатель выставки – туроператор «Эрцог». Обращает на себя и смещение на Салоне акцентов на внутренний туризм, чему, впрочем, поспособствовала и недавняя Олимпиада в Сочи. Тем не менее, в целом прогноз на предстоящий горнолыжный сезон у экспертов «сдержанно оптимистичный».
«Ситуация на «Лыжном Салоне» практически такая же как в отрасли в целом – туроператоров стало меньше как на рынке, так и на выставке», - отметила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» директор «Лыжного Салона» Анастасия Парафило. Среди основных представленных европейских направлений на выставке – Франция, Италия, Австрия и Финляндия. Зато приросли российские горнолыжные курорты: стенды представили практически все популярные направления – курорты Красной поляны, Эльбруса и т.д. Среди туроператоров свои возможности представлял в первую очередь стоящий у истоков салона «Эрцог», а также туркомпании «Время-Тур», «Джет Тревел» и «DSBW».
«В настоящий момент у туроператоров идет оптимизация расходов, в том числе и урезание рекламных бюджетов, поэтому на «Лыжном Салоне» они представлены достаточно скромно», - рассказал Михаил Мусинянц, гендиректор туроператора «Эрцог». Собеседник отметил, что это отнюдь не означает «снижение интереса» к горнолыжному рынку, напротив, на этот сегмент пытаются продвинуться и расшириться относительно новые игроки, в частности «TEZ-tour» и «Интурист». «Дело в том, что участие в «Лыжном Салоне» стало в некотором смысле «имиджевым», т.к. в последние годы новых клиентов привлечь здесь довольно проблематично – у выставки давно сложилась своя постоянная аудитория», - пояснил Максим Приставко, замдиректора туроператора «Джет Тревел». Впрочем, он отметил, что именно это «постоянство» клиентуры и позволяет делать прогноз на сезон сдержанно-оптимистичным.
Ещё одна тенденция этого года – относительно небольшая глубина продаж и возвращение «подзабытых» рынком трендов. Некогда именно «Лыжный Салон» открывал собой активный сезон по бронированию горнолыжных туров, и сейчас рынок вновь «вспоминает» эту историю. «Пока сложно однозначно сказать, как пройдет сезон. Но мы ожидаем, что основные бронирования по «горнолыжке» начнутся, как и в прошлые годы, именно после «Лыжного Салона», ведь этим летом из-за проблем на рынке раннего бронирования практически не было», - отметил Михаил Мусинянц. Впрочем, одну тенденцию он назвал с уверенностью – для горнолыжного рынка этой зимой будет характерно некоторое смещение спроса в сторону внутреннего туризма. «Этому будут способствовать и прошедшая Олимпиада, которая дала толчок роста интереса к Красной поляне, и опасения наших госслужащих по поводу закрытия для них выезда за границу, и конечно рост курса валюты», - пояснил Михаил Мусинянц. Как отметил собеседник, многие туроператоры рассматривают данную тенденцию скорей как новую возможность для развития бизнеса. В частности, «Эрцог» предложит на рынок новые программы по Красной Поляне, а также проведет там рекламный тур для турагентов для ознакомления с возможностями этого курорта.
Остальные туроператоры тоже рассчитывают на удачную зиму. «Прогноз по сезону умеренно-оптимистичный, падение горнолыжных продаж по Европе значительно меньше, чем обычных туров. Кроме того, горнолыжники - это постоянные клиенты, которые не поехать кататься просто не могут», - пояснил Максим Приставко. Он отметил, что в сентябре падение на европейских направлениях по горнолыжным турам составляло те же 30%, что и для всего туррынка, однако на настоящий момент ситуация медленно начинает выправляться.
Впрочем, снижения спроса и прироста самостоятельных туристов по сравнению с прошлым годом эксперты предсказывают и на других горнолыжных направлениях. «В предстоящем зимнем сезоне мы ожидаем определенное снижение спроса на горнолыжные курорты Болгарии. Помимо общеизвестных причин спада, сыграет свою роль доступность самостоятельного бронирования для обладателей шенгенских и болгарских национальных виз. Мы также допускаем, что в этом году часть туристов предпочтет бронировать у нас отдельно только наземную часть с трансфером», - рассказала Елена Маркелова, гендиректор туроператора «Балкан-Экспресс». Эксперт также отметила, что интенсивность бронирований по горнолыжной Болгарии ниже 2013 года, но «ее нельзя назвать пессимистической».
Автор: Ирина Архарова