АТОР: рухнувший рубль обвалил турпоток от 30% до 60%, к весне количество туроператоров сократится на 30%
22.10.2014  17:00 12462

АТОР: рухнувший рубль обвалил турпоток от 30% до 60%, к весне количество туроператоров сократится на 30%

Российский турпоток практически по всем направлениям упал как минимум на 30-40% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Основная причина – падение курса рубля к доллару и евро. Такие данные озвучила в среду на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. При этом есть направления, где снижение турпотока достигло 60%. Впрочем, остались и исключения – в первую очередь, это доступные «пляжные» направления. По оценке эксперта, сложившаяся ситуация наконец-то окончательно прервёт череду громких банкротств туроператоров: для её продолжения у них сейчас просто «недостаточно» клиентов.

«В целом рост курса доллара и евро серьёзно сказывается на нашем рынке. В среднем турпоток по всем направлениям по сравнению с прошлым годом упал на 30-40%», - рассказала Майя Ломидзе. По её словам, только два направления «устояли» на уровне прошлого года – это Египет и Таиланд, причем последнему объем обеспечивают в основном туристы Сибири и Дальнего Востока.

При этом среди туристических направлений появились и свои антигерои - «рекордсмены» по падению турпотока. «В зимнем сезоне малодоступными по цене для наших туристов оказались все дальнемагистральные направления – прежде всего это Куба, Доминикана, Мексика и т.д.», - отметила Майя Ломидзе. На европейском направлении таковыми оказались изначально наиболее дорогие направления – в первую очередь это Португалия и Скандинавские страны. По ним падение турпотока также достигает 60%. «По этому критерию Финляндию к Скандинавским странам относить не стоит, по ней продажи туров идут более-менее нормально», - отметила Майя Ломидзе.

При этом наиболее тяжелая ситуация с бронированиями сложилась в регионах. Именно поэтому за их счет, в основном, все туроператоры решают проблему финансовой оптимизации, урезая региональные программы. «Подавляющее число туроператоров оптимизировали свои объемы, ужав их от 30 до 55%. При этом в основном урезаны программы в регионах. Мы возвращаемся к давно «забытой» рынком ситуации, когда большая часть туров за границу осуществлялась из регионов с пересадкой через Москву», - рассказала Майя Ломидзе, отметив, что в таких условиях стоимость пакета для региональных туристов дополнительно возрастает на сумму переезда до Москвы, и туроператоры в целом к этой ситуации готовятся.

«Основной тенденцией на рынке стала очень небольшая глубина продаж. Если в прошлом году в октябре-ноябре мы в целом могли прогнозировать, куда и в каком количестве поедут туристы на Новый год, то сейчас это сделать практически невозможно», - отметила собеседник. По ноябрьским каникулам же оценка такова: по сравнению с прошлым годом количество заявок снизилось на 25%, но некий всплеск праздники все же дали. Безусловным лидером стал Египет, далее следует европейская экскурсионка – Чехия, Италия, Финляндия, а замыкают первую пятерку лидеров ОАЭ, которые, несмотря на все старания Эмиратов привлечь российского туриста, пока выше продвинуться не могут.

При этом политика, по оценке Майи Ломидзе, влияет на российский выездной туризм значительно меньше экономики, в основном лишь в том аспекте, что многие госслужащие продолжают опасаться, что им в ближайшее время закроют доступ за границу. В тоже время большая часть европейских стран никаких препятствий российским туристам – будь то с получением визы или с «добрым отношением», чинить не собирается. «Да, освобожденные российскими туристами места заняли туристы из самой Европы, но мы по-прежнему остаемся наиболее «щедрыми» туристами, и правительства Греции, Испании, Италии строят свои планы на то, как вернуть русских», - прокомментировала эксперт. Более того – ориентировочные версии «русских» турпакетов по сниженной цене, возможно, будут разрабатывать даже дорогие и вроде бы «нетолерантные» к сегодняшнему политическому курсу России скандинавские страны.

Как такое падение объемов повлияет на туристический рынок в целом? Оценка исполнительного директора АТОР такова: «громких банкротств уже не будет, так как объемы у всех туроператоров сильно сокращены. И даже если кто-то ещё и уйдет с рынка, количество пострадавших не будет большим. Впрочем, упавший спрос и сложная экономическая ситуация в целом постепенно сократит количество игроков на рынке, но произойдёт это «по-тихому». При этом, по прогнозам эксперта, основного «незаметного» сокращения игроков стоит ждать к марту, когда придет очередной срок подавать документы на внесение в Единый реестр. «К марту количество игроков сократится примерно на 30%», - резюмировала Майя Ломидзе.

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости