Кьянтишир и Рускана – две стороны Тосканы
23.09.2014  00:22 12416

Кьянтишир и Рускана – две стороны Тосканы

Божественная идиллия, один из регионов Италии, наиболее богатых на объекты, находящиеся под охраной ЮНЕСКО,  бывшая Этрурия и нынешняя Тоскана испокон веков считалась излюбленным местом отдыха британцев и их же экспатов. Сегодня, когда российский бизнес попал под удар западных санкций, самых состоятельных граждан нашего Отечества, все чаще можно увидеть в этих краях. Тихая гавань встречает их завораживающими пейзажами и будоражащими воображение виллами, не оставляя шансов конкурентам.  

Супруга местного маркиза, сделав глоток, в задумчивости возвращает на стол серебряный подстаканник. «Когда-то у нас тут была целая британская колония, а сегодня мы наблюдаем, как одна эпоха спешит сменить другую»,- говорит она, вздыхая. «Джентльмены». Это она про англичан. «Теперь вместо них русские».

Необычайное оживление царит на вилле Орландо. Роскошный особняк 17-века недалеко от Лукки, в окружении бассейнов, парков и струящимся над ним ароматом лимонных рощ, встречает состоятельных россиян, облюбовавших Тоскану. Это они с оценивающим любопытством изучают массивные полотна маркиза Людовико Гавотти, потолочную лепнину и кровати под дамасским балдахином. Дом выставлен на продажу за 8 миллионов евро. Это начальная цена за самую дорогую жемчужину в тосканской короне, которая вот-вот достанется кому-то из миллионеров Первопрестольной. Просили бы и больше, но на Гавотти давят налоги и сломанная крыша. Когда-то влюбившиеся в Форте дей Марми и другие приморские курорты Тосканы, сегодня россияне ретируются с когда-то взятых высот. В багаже у них - колоссальное состояние, за спиной – Родина, вынужденная отдуваться перед Западом за бунтующую Украину.

Тихое и плавное перетекание русских в Тоскану совпало с 20-й годовщиной со дня кончины Гарольда Эктона. Поселившийся во времена оные во Флоренции, этот британец и, как ему и положено, эстет, олицетворявший собой (не сочтите за тавтологию) сливки английского бомонда, сумевшие прорасти и сплестись корнями с Тосканой, возвращает нас во времена «Гран туризмо», видавшие Принца Чарльза и Тони Блэра. Соблазненные Тосканой, они проводили свободное время на изысканных виллах, парящих над холмами в кипарисовых ветвях. За ними, по инерции, с берегов туманного Альбиона хлынул средний класс, скупивший дряхлеющие сельские домики с торчащей, как поношенный скелет, кирпичной кладкой и оливковыми деревьями, которые щедро дарили им благоухающее масло.

Но сегодня Тоскана стоит на перепутье образов. По меткому выражению критиков, Кьянтишир уступает место Рускане. Как говорит руководитель флорентийского агентства недвижимости «Lionard» Димитрий Корти, «британский рынок с его скупостью не может считаться приоритетом». Агентство, которое занимается поиском в России покупателей на местные виллы, подготовило двухкилограммовый рекламный проспект – целое собрание сочинений на тему элитных особняков и замков. Любопытно, что в сборнике нет ни одного комментария – сплошные фотографии – так, чтобы иной олигарх, остановив взгляд на очередной странице, ткнул в нее пальцем со словами: «Хочу».    

Правда, по словам Корти, спустя 20 лет после того, как российские яхты впервые бросили яхты в италийских водах, их владельцы стали более разборчивы. «Их все меньше интересует напичканный соотечественниками Форте дей Марми. Они уже открыли для себя термальные источники в Монтекатини Терме – бальнеологического центра на полпути из Форте дей Марми во Флоренции, где когда-то отдыхали Сезанн и Верди. Два года назад здесь побывала супруга российского Премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана. С тех пор на уличных указателях появились надписи на русском языке, а мэрия организовала переводческую службу, адресованную туристам из России, число которых подскочило до 50 тысяч в год. Мэр Джузеппе Белланди рассказал о том, как в этом году он привез сюда оркестр из Санкт-Петербурга. А Корти недавно продал две виллы стоимостью 7 миллионов евро каждая. Обе находятся на морском курорте Кастильончелло, на юге тосканского побережья. Здесь находятся дома звезд итальянского кино Альберто Сорди и Марчелло Мастрояни.

Но не эта тема становится главной во время маркетинговых вояжей Корти в Москву. Настоящие сокровища спрятаны среди холмов в окрестностях Лукки. Для начала речь идет о трех виллах, принадлежавших в свое время сестрам Элизе, Полине и Каролине Бонапарт во времена, когда Наполеон владел Тосканой. Каролина восемь лет прожила на вилле Орландо, которая затем перешла другим хозяевам, в том числе маркизу Гавотти, ее нынешнему владельцу. И ни один из них не посмел притронуться к роскошному ложу под балдахином. В наследство от 19 века вилле досталось и убранство спальной комнаты, из окон которой Каролина так любила наслаждаться видом на парковый комплекс. Если и этой славы мало, чтобы привлечь потенциальных российских покупателей, возможно, их интерес подхлестнет происхождение самого Гавотти, истинного итальянского аристократа голубых кровей. По отцовской линии его род восходит к знатному семейству Гавоттис, уходящего корнями в 1000-й год, когда оно впервые упоминается в летописях Генуи. По матери, маркиз наследует фамилию Орландос – сицилийских кораблестроителей, финансировавших освободительные походы Джузеппе Гарибальди за объединение Италии, которые приобрели виллу в 1899 году.

Потомок славного рода, сегодня 72-летний Гавотти расхаживает по вилле в шортах и свитере. В отличие от своего племянника, Мария Луиза, почившая в 2011 году в возрасте 93 лет, всегда соблюдала высокий стиль и жила в окружении многочисленных слуг. «Она очень много времени проводила в Африке, обожала сафари. Поэтому в комнатах слуг и сегодня стены увешаны черепами и рогами животных»,- рассказывает Гавотти. «Когда Мария Луиза была жива, мы всегда принимали английскую знать, когда та отдыхала в Тоскане.   В тот год, что она скончалась, во Флоренции закрылось британское консульство – не выдержало бюджетных сокращений. Так закончились пять веков «гран туризмо», видевшие не одного британского аристократа. Чем не начало заката английской эпохи в этих краях. Что интересно, в выходные здесь видели принца Вильям. Наследник отмечал в Италии свадьбу школьного друга. Но дело было не в Тоскане, где так любил отдыхать его отец принца Чарльз,  а в Апулии, которую теперь облюбовали состоятельные британцы.    

«Кьянти по-прежнему остается англо-саксонским форпостом в Тоскане. Здесь же всегда много жителей северной Европы»,- рассказывает англичанин Ян Хет, работающий в агентстве недвижимости «Lionard». Говоря о ценах, которые сегодня перешли все допустимые границы, он задается вопросом: «Кто будет платить миллионы за сельский дом, если около Лукки за эти деньги можно купить виллу сплошь во фресках? Русские отлично соображают, они не дадут обвести себя вокруг пальца. Я слышал рассказы о том, как 20 лет назад они  приезжали сюда с чемоданами денег и предлагали втрое больше, чем стоила здешняя недвижимость. Не знаю, не видел, но сегодня в это никто не поверит». Правда, русских в этих краях многие по-прежнему считают неотесанными мужланами. Масла в огонь добавил видеоролик, отснятый в этом году отельерами Форте дей Марми. За кадром россиян очень вежливо просят проявлять больше обходительности в общении с персоналом гостиниц и не спешить с выбором при изучении винной карты. Говорят, наши граждане, стоит сомелье принести ее, немедленно выбирают самые дорогие вина.

Владелица расторана ресторана «Джильо» в Лукке Паола Барбьери рассказывает о том, что уже на прошлой неделе в ее заведении русские клиенты уже демонстрировали, что начали «въезжать» в ситуацию. «Канули в лету времена, когда они заказывали «Сассикайю», интересуясь не столько вкусом, сколько тем, чтобы не проворонить что подороже»,- рассказывает она. «Теперь обращаются за помощью к сомелье. Десять лет назад они предпочитали суп и салат из огурцов, к которым привыкли на родине. Сегодня просят тортелли ручной работы и лучшее оливковое масло. И чтоб никакой сметаны в салате не было». Как говорит Ян Хет, лишним доказательством того, что россияне приобретают культурный лоск, является тот факт, что сегодня их интересует недвижимость уровня виллы Орландо. «Новому владельцу предстоит потратить сотни тысяч евро не реконструкцию, но он не сможет ничего сделать с полотнами в комнате Каролины Бонапарт, причисленными к объектам культурного наследия»,- уточняет он.

В пользу доверия к россиянам высказался, как ни странно, и князь Оттавиано де Медичи Тосканский – ныне здавствующий потомок когда-то правителей Тосканы и рьяный борец за сохранение памятников истории и культуры. Нынешним летом князь разразился злобной эскападой в адрес организаторов свадьбы звезды реалити-шоу Ким Кардашьян, арендовавшей для пышной церемонии крепость Медичи во Флоренции. А не далее, как на прошлой неделе, он положительно отозвался о нахлынувших сюда русских. «Во второй половине 19-го века здесь было много англичан, но и русских мыслителей не меньше. Во Флоренции Федор Достоевский написал своего «Идиота». А русский аристократ и меценат Николай Демидов приобрел виллу Медичи в Пратолино. Он даровал городу произведения искусства, возродил сады, построил во Флоренции православную церковь». Именно к этому времени относятся упоминания Тосканы в произведениях русских авторов. Увы, но в результате революции русских здесь почти не осталось. Англичане как ездили, так и ездят, но, заметим, они в 20-м веке обошлись без глобальных преобразований»,- добавляет он. «Как и в былые времена, сегодня никто так не заботится о сохранении Флоренции, как русские и британцы. Загадочная русская душа у иных вызывает недоумение. Им я посоветую почаще обращаться к Достоевскому».

Автор: Анастасия Головкина

Подписаться на новости