Участники «Отдых» дали прогноз на зимний сезон
16 сентября в Москве открылась очередная выставка «Отдых» - 20-я по счету. Юбилей пришелся на самый тяжёлый для отечественной туриндустрии год за всю его историю – лишь накануне о своём крахе объявил очередной, 17-й по счёту туроператор (причем самый крупный из оставшихся в Петербурге – компания «Верса», причём её стенд снять с экспозиции не успели и он красовался посередине 4-го зала). Соответственно, эта тема, а также тема прогнозов на зимний сезон стали главными как для официальных выступлений в рамках выставки, так и для обсуждений в её кулуарах.
Первое, что бросается в глаза на сегодняшнем «Отдыхе» - резкое сокращение количества туроператоров среди экспонентов, особенно знаковых и наиболее известных: многие из традиционных участников осенней выставки пополнили список «безвременно ушедших» туроператоров. В тоже время качество застройки стендов оставшихся участников особо не изменилось, даже несмотря на кризис в отрасли. И всё же в этом году на «Отдыхе» превалировали экспозиции не туроператоров, а российских регионов и зарубежных турофисов. При этом, оценивая результаты первого дня, участники отметили довольно большое количество посетителей, вполне сравнимое с уровнем прошлого года. Приводим некоторые оценки выставки и прогнозы на будущий сезон от экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» во время «Отдыха»:
- Алексей Цыганов, коммерческий директор круизного туроператора «Атлантис Лайн»: «Застройка стендов осталась на приличном уровне, но бросается в глаза небольшое количество туроператоров. В основном выставка заполнена экспозициями российских регионов и зарубежных турофисов. Однако по количество оставленных у нас визиток турагентств нынешняя выставка примерно соответствует прошлогодней. Поэтому я оцениваю её положительно – контакты и коммуникация с партнёрами осталась на хорошем уровне. В целом мы довольны своим участием – сейчас многие партнёры оценивают надежность туроператоров по их присутствию на публичных мероприятиях, а «Отдых» именно и даёт такую возможность.
- Владимир Воробьёв, президент «Натали Турс»: «Зима будет трудной, и банкротства туроператоров наверняка продолжатся. Те, кто работает на обороте, балансируют на грани, а те, у кого при этом есть кредиты – наиболее вероятные претенденты на вылет, ведь банки массово бегут с туррынка. Выживут ли те туроператоры, у кого есть финансовая подушка. Что касается прогнозов по направлениям, то наиболее стабильными и прибыльными этой зимой, скорее всего, будут ОАЭ. Альпийская горнолыжка также обещает сталь прибыльной после ухода «Южного Креста», который целый год занимался на этом направлении жестким демпингом. Как только он обанкротился, все игроки подняли цены до нормального уровня, и хотя из-за этого продажи упали почти до нуля, скоро они должны восстановиться. А вот про Карибы как о массовом направлении этой зимой можно будет забыть – туристы экономят и стараются выбирать более дешевые и близкие направления».
- Тарас Кобищанов, гендиректор «Русского Экспресса»: «Зимний сезон пока выглядит неопределённым, глубина продаж упала по всем направлениям, причём очень сильно. Не бронируются пока даже новогодние туры – туристы хотят, но боятся. При этом в целом на рынке наблюдаются следующие три тренда – дрейф спроса от дорогих туров к дешёвым, от визовых направлений к безвизовых, и от направлений с евровалютой к долларовым направлениям. Что касается перераспределения доли рынка обанкротившихся туроператоров – оставшимся игрокам это не очень помогло: ушедшие компании обслуживали не более 10% общего турпотока, а выездной рынок из-за них упал примерно на 30%. Так что кроме вреда их уход ничего не принёс».