Ростуризм задумался о российском аналоге «Букингкома»
Аналог Booking.com планируют разрабатывать в России Ростуризм и Минкомсвязь. По крайней мере, предложения по созданию национальной системы бронирования гостиничных и туристических услуг, должны быть представлены уже к 2015 году в рамках реализации плана стратегического развития туризма. По оценкам экспертов, проект в целом востребованный для внутреннего туристического рынка, однако затраты времени и денег, а также реальная его конкурентоспособность пока остаются под вопросом.
Проект создания национальной системы бронирования будут курировать Ростуризм и Минкомсвязь, в общей сложности в него потребуется инвестировать за четыре года около $50 млн. Созданием нового интернет-ресурса заинтересовались также госкомпания «Ростелеком» и госкорпорация «Ростех», уже разрабатывающая национальную систему бронирования авиабилетов. Причем отчитаться инициаторам придется уже в 2015 году, когда Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и Минкомсвязь должны будут представить правительству подробные предложения по созданию этой системы. По оценкам Ростуризма предполагается, что новая система по функционалу будет не хуже «Букингкома», но при этом главной её задачей станет продвижение малоизвестных российских региональных санаториев и пансионатов, уточнили в ведомстве. При этом в качестве первоначального источника информационной базой для новой системы могут стать региональные ресурсы.
«Стратегическая» цель у данной системы – добиться серьезного усиления внутреннего туризма. По расчетам Минкультуры, которые приводит «Коммерсант», к 2020 году внутренний турпоток должен превышать выездной в четыре раза. По данным Ростуризма, по итогам 2013 года внутренний турпоток превышал выездной на 78% - 32.5 млн против 18.3 млн человек. В 2013 году в российских гостиницах остановились 32.5 млн россиян (на 2.3% больше, чем в 2012 году) и 4.4 млн иностранцев (прирост на 5.4%). Объем гостиничного рынка составил 162.39 млрд руб. Согласно стратегии развития туризма, к 2020 году этот объем должен достичь 228 млрд руб., а число отелей - вырасти с 10.77 тыс. до 15.45 тыс., гостиничных мест - с 714 тыс. до 1.02 млн.
Эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», отметили, что в целом при приложении соответствующих усилий и при плотной работе с туроператорами и отелями на местах, «национальный» поисковик имеет шансы стать популярным. Однако разработка его дело долгое и дорогое, особенно если проект делается не «для галочки» с использованием готовых шаблонов и неясной целевой аудиторией. «Глобально, сейчас рынок не испытывает потребности в ещё одном «Букингкоме». Сейчас наблюдается другой тренд - туристические сервисы всё больше фокусируются. Применительно к отельным сервисам это выглядит как появление дополнительных сервисов – например, возможность выборки по отелям, где можно остановиться с собаками, или ещё есть проект «Mr и Mrs Smith», который отбирает лучшие бутиковые варианты», - пояснил Янис Дзенис, представитель метапоисковика «Aviasales». По оценке эксперта, подобную работу уже проводит и российский поисковик «Островок»: «коллеги сделали большое дело и включили колоссальное количество локальных объектов».
«Надо реально понимать, что конкуренция на этом рынке сейчас очень большая. Насколько я понимаю, речь идет о целевой программе, электронной площадке, которая будет нацелена на конкретного российского потребителя», - отметил Дмитрий Горин, руководитель транспортного комитета АТОР. По его оценке, основной успех данной программы зависит от двух факторов – от профессиональных и денежных вложений, а также от плотной работы с представителями турбизнеса и транспортного сектора «во всех эшелонах» - с туроператорами, отелями и пансионатами, региональными «кураторами» туризма, с другими поставщиками туристических услуг. «Программа развивается в русле общей тенденции, когда государство развивает собственную систему, заботясь о сохранности персональных данных и государственных денег. Но стоит учитывать, что тот же «Букингком» - это недешевый коммерческий проект, который хорошо зарабатывает и который вкладывает существенные деньги в дальнейшее развитие проекта. А значит, при разработке нового проекта надо будет работать на опережение. В любом случае, построить новую конкурентоспособную систему – это годы, по крайней мере, не менее двух лет», - оценил Дмитрий Горин.
Даже при наличии любого объема финансирования быстро такой проект создать не получится. «Полагаю, что Ростуризм на пилотной фазе проекта будет привлекать к нему реальных поставщиков туристических услуг, поначалу из самых популярных курортных регионов. Другой вариант – пойти по пути уже существующих разработок, но это скорее всего, будет неудачным вариантом, только «пополняющим» число безликих поисковиков», - резюмировал Дмитрий Горин.
Автор: Ирина Архарова