12.10.2006 20:13
1830
One-way ticket. Кто прав: агент или оператор?
Вчера в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ» пришла информация о конфликте ситуации, возникшей между турагентством Бюро путешествий «СКиФ» из подмосковного Дмитрова и московской туроператорской компанией с турецкими корнями «Polar-tour». Самое примечательное, что в абсолютно аналогичную ситуацию может попасть практически любое турагентство страны, особенно под конец очередного сезона.
Суть конфликта заключается в том, что забронировав и оплатив тур в Турцию в «Polar-tour», турагентству при получении накануне вылета документов в офисе оператора отказали в выдаче обратного билета. Сославшись на отсутствие бланков, сотрудники туроператора пообещали выдать обратные билеты туристам уже в их отеле, во время отдыха в Турции. В аналогичную ситуацию попадало, наверное, каждое российское турагентство. Однако на этот раз ситуация усугубилась: турист приехал получать документы в Москву прямо к офису туроператора и наотрез отказался принимать неполный комплект документов у представителя турагента. В итоге на следующий день он так и не вылетел.
Стоит заметить, что турагентство обвиняет туроператора не только в нарушении закона об основах турдеятельности, но и в хамском поведении его сотрудников, не пожелавших по человеческому объяснить клиенту ситуацию и тем самым, возможно, разрядить обстановку. Весьма эмоциональное письмо Елены Фроловой, гендиректора турагентства «СКиФ» опубликовано на форуме портала «ТУРПРОМ» по адресу https://www.tourprom.ru/forum/Default.aspx?g=topics&f=4. «Туристы от такого отдыха отказались. Вопрос о компенсации убытков опять лег на плечи ни в чем не повинного агентства. И опять хочется задать вопрос: кто защитит агентство от недобросовестного оператора?», - в конце письма вопрошает Елена Фролова.
В самом «Polar-tour» уверяют, что приложили все силы к разрешению конфликта, просто «из-за изменения нашей чартерной программы в конце сезона на данный рейс авиакомпания просто еще не успела выдать нам бланки авиабилетов», - сообщил Александр Кобзев, начальник чартерного отдела туроператора. Собеседник добавил, что «Компания «Polar» не имеет планов по срыву договорных обязательств с партнерами и невывозу пассажиров находящихся на отдыхе на курортах Анталии. Все туристы нашей компании будут возвращены в Москву согласно датам бронирования и высланным подтверждениям». Впрочем, туроператор считает, что о возмещении с его стороны стоимости пропавшего тура вряд ли может идти речь: «перевозка пропала совершенно точно, возможно лишь что-то вернуть со стороны отеля».
За разъяснениями перспектив данного конфликта наш корреспондент обратился к юридическим экспертам. Как пояснила Анна Гладун, директор юридической консультации «Визит», данное дело с точки зрения правоприменения достаточно сложное: «Если турист подаст в суд, то результат рассмотрения дела предсказать очень сложно ввиду нечеткого законодательного регулирования данного вопроса». По мнению эксперта, в данном случае суд, скорее всего, будет исходить из того, что согласно закона «Об основах туристской деятельности», тур - это комплекс услуг, включающий авиаперевозку, размещение в отеле, трансфер и т.п. Соответственно, до начала тура турфирма должна предоставить туристу полный пакет документов, обеспечивающих возможность выполнение всех услуг, включенных в тур. При этом, даже если согласно распространенной практике перевозку фирма выделяет в отдельную услугу, выступая как посредник между туристом и перевозчиком, комплектность документов перед началом тура должна быть полной. В противном случае суд, скорее всего, будет рассматривать турфирму как не готовую предоставить все заказанные и оплаченные услуги и нарушающую действующее законодательство.
Однако на практике все намного сложнее и сильно зависит от текста договора между ТА и ТО, ТА и клиентом. Турист имеет право предъявлять претензии либо к ТА либо к ТО по своему выбору. Турагентству можно лишь посоветовать убедить туриста подать в суд на виновную в кон
Автор: