«Железнодорожным» туристам будут продавать невозвратные билеты
Правительство России одобрило поправки в законодательство, разрешающие РЖД продавать невозвратные билеты на поезд. Предполагается, что при этом цена таких билетов должна стать ниже обычной. Эксперты турбизнеса неоднозначно встретили такую инициативу: по мнению одних, многие туристы не захотят покупать невозвратные билеты, которые существенно повышают риск финансовых потерь в случае переноса сроков поездки, по мнению других – снижение цены перевозки простимулирует внутренний турпоток к росту. Тем не менее, все эксперты сошлись во мнении, что на турбизнес новая инициатива властей вряд ли как-то повлияет, поскольку железнодорожную перевозку туроператоры включают в состав своих турпакетов очень редко, ведь на ней практически невозможно заработать.
На данный момент невозвратный тариф обсуждается только для комфортных вагонов: СВ и купе. Плацкартные билеты в эту категорию попасть не должны, поскольку их стоимость субсидируется федеральным бюджетом. Поэтому на возврат плацкартных билетов действуют особые правила.
Железнодорожники планируют запустить данный проект в нескольких пилотных зонах, где экономический эффект от нововведения может оказаться максимальным. Напомним, что сейчас турист вправе вернуть железнодорожный билет в кассу и получить назад практически полную сумму, если возврат произошел не позже, чем за 8 часов до отправления поезда. Если же билет возвращен в промежутке между 8 и 2 часами до отправления, то пассажиру возместят стоимость проезда и 50% от стоимости места. За возврат менее чем за 2 часа до отправления поезда стоимость места вычитается из суммы компенсации полностью.
«Раньше невозвратные тарифы были, и цена на них действительно была ниже. Полагаю, что сейчас стоимость такой перевозки также будет меньше обычной. Поэтому такое нововведение действительно пойдёт на пользу – за счет снижения стоимости перевозки может увеличиться внутренний турпоток», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексей Высоканов, гендиректор туроператора «Мультитур». Эксперт полагает, что определяющим фактором для туристов при выборе билета является именно цена.
Впрочем, на сам турбизнес эти изменения никак не повлияют. «На внутрироссийском туристическом рынке туроператоры включают ж/д-билеты примерно лишь в 1% своих турпакетов. Остальные туристы берут турпакеты без перевозки, покупая билеты сами через обычную железнодорожную кассу, либо эту услугу им оказывают туроператоры. Поэтому обсуждать влияние такой инициативы на туррынок особого смысла не имеет. Тем не менее, я не думаю, что большинству туристов такое нововведение понравится», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Как пояснил эксперт, большинство туристов - довольно ответственные покупатели, которые, как правило, не меняют свои планы накануне поездки. «А вот если у них случается форс-мажор, то им, безусловно, хочется вернуть стоимость билета. Впрочем, даже сейчас вернуть полную стоимость билетов фактически невозможно, особенно непосредственно перед выездом. 20-25% стоимости всё равно пропадает», - добавил собеседник.
Добавим, что железнодорожной перевозкой пользуются почти 100% московских туристов, едущих в Санкт-Петербург, 70-80% - едущих на отдых в Крым, и около 50% всех туристов, едущих на отдых на курорты Краснодарского края.
Авторы: Петр Борисов Инна Кайнова