Круизные компании пристально следят за Крымом, под угрозой срыва и заходы в Санкт-Петербург
Напряженная и непонятная обстановка на Украине одним навевает сравнения с кораблем, направленным «за новой жизнью, новой славой в прямую гущу бурь и вьюг». Другим, тем, кто имеет самое прямое отношение к настоящим кораблям, круизным в частности, сомнения в целесообразности продолжения навигации к черноморскому побережью Крыма или, что вообще вызывает полнейшее недоумение, к Санкт-Петербургу, от которого до полуострова почти полторы тысячи миль пути.
В западных СМИ нагнетается антироссийская истерия: пишут, что Севастополь закрыт для прохода кораблей, а бухта, которую патрулирует российский ВМФ, в этом году должна принять круизные лайнеры компаний Silversea, Oceania, Windstar, Azamara, Regent Seven Seas, Celebrity и Holland America. Западные издания с ужасом пишут, что войска стоят и в Ялте, куда уже в апреле предстоит причалить лайнерам компаний MSC, Silversea, Costa, Seabourn, Oceania, Windstar, Princess, Cunard и Azamara.
Если противостояние будет набирать обороты, под вопросом окажется заход и в Одессу.
С предостережением касательно поездок на Украину и, в частности на Крымский полуостров, поспешил выступить Госдепартамент США. В документе, появившемся еще 28 февраля, американцев просят без лишней надобности не появляться в Незалежной. В том же ключе выступили МИДы целого ряда стран, среди которых Великобритания, Австралия и Канада. В центре внимание вновь оказался Крым.
Пока что круизные операторы предпочитают выжидательную тактику. Ни Azamara, ни Celebrity, ни Regent Seven Seas, ни Costa, ни Seabourn или Oceania не получили распоряжений о внесении изменений в запланированные маршруты следования.
Это же подтвердила пресс-секретарь «Royal Caribbean Cruises» Синтия Мартинес, уточнившая, что компания «будет пристально следить за развитием ситуации в Украине и в режиме реального времени информировать туристов и турагентства о малейших изменениях в графике следования». «Спокойствие и безопасность наших туристов и членов экипажей продолжают оставаться для нас главным приоритетом»,- сказала Мартинес.
Под большим вопросом оказалась и перспектива речного судоходства. Не исключено, что от 11-дневного путешествия по Днепру, с заходом в Одессу, Ялту, Севастополь и Киев, откажется Viking. Туры «По следам казачества» должны стартовать 7 мая и продлиться до 8 октября нынешнего года. «Мы следим за обстановкой на Украине»,- подтвердил представитель пресс-службы компании, высказавший сочувствие жителям страны.
Днепр не единственная речная акватория, в которой предстоит находиться «викингам». Корабли компании участвуют в навигации по Волге, курсируя между Санкт-Петербургом и Москвой. Там же можно увидеть Uniworld, Vantage, Grand Circle, AMA Waterways, и Scenic.
Предупредив своих граждан о нецелесообразности поездок в Россию, американский Госдеп включил в «зону риска» и регионы, примыкающие к Сочи, где до 24 марта проходят зимние Паралимпийские игры.
Гораздо меньше эмоций вызывает Черноморский регион у отраслевых аналитиков, уверенных в том, что все пойдет своим путем там, где туристические лайнеры появляются мало и редко по сравнению с другими направлениями. Накал страстей связан не с ними, а с давлением, которое Запад попытается оказать на Россию (как известно Госсекретарь США Джон Керри уже пригрозил визовым эмбарго). В этом случае под угрозой окажется балтийская навигация и заход в гавань Санкт-Петербурга.
«Конечно, мы сомневаемся в том, что последние события в Европе скажутся на западноевропейском круизном направлении, а вот североевропейский график может оказаться под угрозой срыва»,- прокомментировала ситуацию аналитик Робин Фарли. По ее словам, балтийская навигация составляет около 9% в пакете «Carnival Cruise Lines» и только 4% в графиках «Royal Caribbean».
Среди участников рынка развернулась активная дискуссия по поводу целесообразности отмены бронирования как на балтийские, так и черноморские круизы. Принять решение предстоит не позднее последнего дня приема заявок и платежей. По мнению одних, отсутствие в графике движения российских и украинских портов оттолкнет потенциальных туристов. Другие, напротив, считают, что за адекватной заменой дело не станет.
Автор: Всеволод Кораблев