Как повлияет падение рубля на летний туристический сезон? Мнения экспертов
Новое знаковое падение курса рубля, произошедшее в четверг 13 февраля, не на шутку обеспокоило туристический рынок России. В этот день доллар впервые с 5 февраля превысил отметку 35 рублей, прибавив за один день сразу 19.4 копейки. Евро достиг 47.7 рублей, также прибавив рекордные 37.5 копейки. Причём, по мнению финансовых аналитиков, курс рубля продолжит падать в ближайшей перспективе. В этой связи эксперты туррынка прогнозируют к лету спад спроса на туристические услуги, причем не только в выездном сегменте, но и во внутреннем. Впрочем, всё будет зависеть от степени падения курса рубля, а также в целом от настроения в обществе: если станут превалировать пессимистические взгляды, то надеяться на удачный сезон в туризме также не стоит.
По мнению аналитиков, фундаментальная причина падения курса рубля заключается в стагнации российской экономики. Отток капитала увеличился, спад наблюдается в промышленности, инвестициях и услугах. Помочь могла бы только растущая цена на нефть, однако в связи со сложной внешнеэкономической конъюнктурой на это рассчитывать не приходится. Ослаблению рубля способствовал и сократившийся объём валютных интервенций со стороны ЦБ. Если в январе для сдерживания спекулятивных атак на валютном рынке Банк России продал рекордный за последние пять лет объем валюты – 8.5 млрд долларов, то в феврале продажи сократились до 200 млн долларов в день, отмечает «Коммерсант». Еще одна причина слабости рубля - волна девальваций, прошедшая по развивающимся рынкам и связанная с выводом капитала в развитые страны, поясняют «Ведомости».
Туроператоры внимательно следят за колебаниями курса рубля, ведь «на носу» летний сезон, подготовка к которому заканчивается, а от курса рубля будет во многом зависеть уровень спроса на туристические услуги. «Есть крайне упрощенная, но вполне себе пригодная формула: повышение стоимости тура на N% приводит к аналогичному снижению спроса на зарубежные турпакеты. Если взять эту формулу за основу, то произошедшее за последний год подорожание бивалютной корзины на 17% привело к уменьшению числа платежеспособных клиентов на 15-20%. Этот спад потребительской активности туроператоры пытались компенсировать, искусственно снижая стоимость туров, зачастую себе в убыток. Так что дальнейшее удешевление рубля на 10-15% по отношению к основным валютам может привести к схожему снижению реального спроса, который придется разогревать демпингом», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Тарас Кобищанов, гендиректор туроператора «Русский Экспресс». Конечно же, не все так просто и однозначно. Большую роль играет ценообразование туроператоров и непосредственных производителей туруслуг, а также внутри- и внешнеполитические процессы, царящий на рынке оптимизм или пессимизм, потребительские ожидания и прочее, считает эксперт. «Но, выбирая между оплатой подорожавших продуктов питания и поездкой на отдых, многие россияне могут отказаться в этом году от теплого моря и зарубежных достопримечательностей», - резюмировал г-н Кобищанов.
По мнению экспертов, существенное падение рубля не будет на руку и туроператорам по внутреннему туризму. «Аудитория туроператоров выездного и въездного туризма пересекается не масштабно: количество туристов, готовых ехать как в Россию, так и за границу – примерно от 100 тысяч до 1 млн человек, не больше. Как повлияет падающий курс рубля на этих туристов – наверное, в лучшую сторону для туроператоров внутреннего туризма, но преувеличивать это влияние не стоит», - считает Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Бюджет поездки согласно опросу ВЦИОМ – в районе 25-30 тыс. на человека, причем как по России, так и за рубеж. «Если отдых подорожает на 10% - то это в целом не сильно сократит спрос, т.к. 3 тысячи рублей не настолько критичны. Радикальные изменения в спросе начнутся при падении рубля в диапазоне 10-20% к его базовой стоимости в начале года. 20% - это очень много, никакой рынок этого не вынесет, и мы, туроператоры по внутреннему туризму, тоже не можем рассчитывать на золотой дождь туристов – скорее всего российские туристы сэкономят на отдыхе, вообще отказавшись от каких-либо поездок», - резюмировал г-н Ромашкин.
Автор: Петр Борисов