Как повлияет крах Эвитерры на рынок онлайн-продаж?
Насколько крах «Эвитерры» повлияет на рынок онлайн продаж туров и авиабилетов в России в целом, и насколько - на доверие туристов к метапоисковикам в частности, пока до конца не понятно. Мнение экспертов по этому поводу разделились. Компании, работающие на этом рынке, уверены, что клиентов у них меньше из-за «Эвитерры» не станет. Другие эксперты напротив, считают неизбежным падение объёма онлайн продаж. В тоже время все эксперты уверены в судьбе самой «Эвитерры» - скомпрометировавшая себя компания, по их мнению, возродиться ни при каких условиях не сможет, хотя её команда, обладающая определённым опытом и IT-наработками, способна со временем запустить аналогичный проект...
«Последствия для отрасли, конечно же, есть. Однако, на мой взгляд, глобального удара по рынку онлайн-продаж не будет. Те бренды, которые себя зарекомендовали и которые пользуются доверием среди туристов, не почувствуют существенных снижений продаж, поэтому не стоит излишне «драматизировать» ситуацию», - считает Дмитрий Горин, гендиректор «VIP-service», одной из крупнейшей тикитинговой компании в России. В тоже время другие эксперты уверены, что после скандала с «Эвитеррой», который имел широкий резонанс в СМИ, многие потенциальные клиенты будут использовать метапоисковики билетов лишь для сравнения и анализа лучших цен, а производить покупки будут стараться непосредственно на сайтах самих авиакомпаний, считая такой способ наиболее надёжным. «Репутационный ущерб от всей этой истории рынку онлайн-бронирования нанесён, безусловно, существенный. Настолько существенный, что пока неясно, когда этот скандал забудется, и доверие туристов восстановится», - считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. Тем более, что сейчас в интернете уже появилось множество рекомендаций «продвинутых туристов» использовать сервисы компаний по онлайн-продажам авиабилетов, а затем «уходить» непосредственно на сайты авиакомпании.
Что же касается дальнейшей судьбы оскандалившейся компании, то эксперты солидарны во мнении относительно отсутствия будущего у «Эвитерры». «В сегодняшнем виде бренд «Эвитерра», скорее всего, прекратит своё существование, поскольку шлейф негатива, тянущийся от него, не даст продолжить ему успешно работать», - уверен Александр Сизинцев, гендиректор тикитинговой компании «Biletix». В тоже время, любой скандал – это дополнительная реклама, и теперь марку «Эвитерры» узнали на федеральном уровне. «Дальше все зависит от того, как поведёт себя «Эвитерра». Например, вчера эта компания купила сайт «Эвитерра-кидалово», на котором на протяжении полугода собирались отрицательные отзывы об этой фирме. Этот жест говорит о том, что компания теоретически всё же собирается восстановиться», - отметила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ирина Тюрина. При этом команда Эвитерры вполне может начать работу над другим брендом, тем более что опыт и технологии у них есть. «Впрочем, на данный момент для вхождения в этот бизнес понадобится довольно крупная сумма, которая может оцениваться в несколько миллионов долларов», - добавил Александр Сизинцев.
Что касается причин, приведших «Эвитерру» к краху, то эксперты в основном фатальными ошибки в управлении компании. «Образовавшаяся задолженность этого онлайн-агентства, это те деньги, которые «Эвитерра» потратила на разработку своего сайта. Изначально у компании были инвесторы, но за последние годы компания покрывала расходы на it-разработку и поддержку не из свих доходов или инвестиций, а брала деньги из оборота. Из-за этого и возник кассовый разрыв. Кроме того, c осени в России началось существенное сокращение динамики роста онлайн продаж. Таким образом, если раньше рынок онлайн продаж авиабилетов довольно быстро рос, и этот рост мог покрыть довольно большой кассовый разрыв, то после замедления рынка им просто неоткуда стало взять денег», - прокомментировал Александр Сизинцев. Кстати, аналогичным образом терпели фиаско и многие российские туроператоры, окрепшие на волне роста рынка и не сумевшие вписаться в реальности посткризисного рынка.
При этом существует и другая точка зрения на причину краха «Эвитерры». «Эвитерра вела не очень добросовестный бизнес: использовала демпинг цен и работала себе в убыток как пирамида. Максимальная комиссия агента – это 3-4%. Поэтому если билет на 15 процентов дешевле чем у конкурентов, то можно улететь, а можно оказаться крайним», - приводят «Вести» слова Кирилла Подольского, владельца тикитинговой компании «Any Way Any Day». Косвенно слова эксперта подтверждаются тем, что Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по факту мошенничества против сотрудников «Эвитерры».
Напомним, что надёжным источником для выбора чартерных и регулярных авиабилетов является биржа «Торговой площадки» на Турпроме, где туроператоры выставляют наиболее актуальные предложения по билетам в реальном режиме времени. Переходите по ссылке https://www.tourprom.ru/tradearea/#5 и выбирайте лучшие авиабилеты из надёжных источников!
Авторы: Петр Борисов Инна Кайнова