«Здесь вам не равнина, здесь климат иной»: «Академик Шокальский» как зеркало антарктического туризма
Беспрецедентная по продолжительности и сложности спасательная операция по вызволению из ледникового плена Антарктиды российского экспедиционного лайнера «Академик Шокальский», увенчавшаяся успехом в самом начале наступившего года, обнажила риски, с которыми по самой сути своей вынуждена сталкиваться туристическая индустрия ледяного континента, вступившая, по мнению аналитиков, в пору своего расцвета на фоне многочисленных проблем. Бесконечное белое царство вечных снегов, ледниковых пиков и королевских пингвинов, Антарктида остается последним форпостом авантюристов, под которыми в данном случае мы подразумеваем любителей приключений и последователей соответствующего направления в туризме.
Но, как в один прекрасный момент это стало очевидно «пленникам» «Академика Шокальского", снежные бураны, айсберги и коварные моря, как слова, из песни не выкинешь. Ведь именно они создают тот антураж, в котором существует самая дальняя оконечность Земли, вынужденная быть самодостаточной в отсутствии помощи, до которой зачастую мили и дни, а то и долгие километры, недели и месяцы.
Как говорит специалист по антарктическому туризму из Кентерберийского университета (Новая Зеландия) Даниэла Лигетт, южный полюс красноречиво дает нам понять, что, как ученый, так и турист, посягнувший на его владения, будет иметь дело с окружающей средой, отличающейся крутым норовом и чреватой самыми непредсказуемыми выпадами. И не стоит рассчитывать на ее дружелюбие или хотя бы снисходительность. Согласно отраслевой статистике, с пяти тысяч в 1990 году турпоток на континент вырос до нынешних 35 тысяч в год. Как правило, речь идет о круизном туризме стоимостью сверх 20 тысяч долларов за каюту «люкс» на пике сезона, который продолжается с ноября по март.
Успешно развивается и обзорный авиатуризм. Не пугает даже катастрофа, случившаяся в 1979 году с новозеландским самолетом DC-10, который, сбившись с курса, врезался в гору Эребус. Погибли 257 человек, находившихся на борту.
Но вернемся к водному туризму. Первый круизный лайнер, причаливший к Антарктиде, прибыл в 1958 году из Аргентины. «Les Eclaireurs» совершил коммерческий рейс со 100 пассажирами на борту. С тех пор не утихают голоса скептиков и пессимистов. Первых – по поводу того, что туристы, скорее всего, сумеют «объездить» дикую природу Антарктиды. Вторых – сомневающихся в успехе спасательных операций, случись подобное тому, что произошло с «Академиком Шокальским», если очередной корабль будет терпеть бедствие в ледяных водах.
«В отличие от других туристических направлений, Антарктида недосягаема в мгновенье ока. Окажись в ее плену крупногабаритный лайнер, и спасти всех пассажиров в приемлемые сроки вряд ли удастся»,- говорит Лигетт. Службы, действующие в условиях чрезвычайной ситуации, находятся за тысячи километров. Поэтому вся надежда на научные экспедиционные суда, которые будут вынуждены внести коррективы в свой научно-исследовательский график. Чему доказательством слова директора Института полярных исследований (Франция) Ива Френо. На прошлой неделе мсье Френо разразился гневной эскападой в адрес экспедиционных экипажей Франции, Китая и Австралии, которые, видите ли, пошли на помощь пассажирам «Шокальского» вместо того, чтобы заниматься наукой. «Никто не говорит о том, чтобы превратить Антарктиду в «терра инкогнита» и держать ее на замке, который снимать только для ученых. Но уж коли вы отправляете туда туристов, господа туроператоры, то уж, пожалуйста, отслеживайте каждый рейс и, в случае необходимости, обеспечьте помощь в полном объеме»,- сказал он.
Очередной головной боли добавила ситуация с китайским ледоколом «Xue Long», пришедшим на помощь «Академику Шокальскому» и угодившему в ледяную ловушку по соседству с завязнувшим там же 24 декабря «Шокальским». Обоим удалось сбросить арктические оковы лишь во вторник, пока еще один корабль, «Polar Star», находящийся на службе Береговой охраны США, на всех парах шел к ним на помощь из австралийского Сиднея.
Из 52 человек, снятых с «Шокальского», половина плыла банально и официально за деньги – факт, позволивший Френо назвать миссию «псевдонаучной», что отвергли австралийские организаторы маршрута. Со слов оных, экспедиция ставила целью провести сравнительное исследование и проследить динамику результатов, полученных методами, которые сто лет назад предложил и применил в этих краях естествоиспытатель Дуглас Мосон.
Видимо, не склонная, в отличие от своего французского коллеги, к резким выпадам Лигетт сказала, что корабль достиг своего рода «точки невозвращения», имея в виду, что так далеко не заходят ни туристические лайнеры, ни научные экспедиции. Вот почему «Академик Шокальский» оказался в плену природы. Та же Лигетт уточнила, что для прохода на южный полюс круизный лайнер должен получить сертификат Международной ассоциации туроператоров Антарктиды (IAATO). К тому же, одиночные плавания – явление крайне редкое, каждый лайнер идет с напарником, чтобы при случае один мог помочь другому, терпящему бедствие. Эта самая (IAATO), по словам Лигетт, проделала колоссальную работу, которая гарантирует кораблям минимальные риски при взаимодействии с окружающей средой. «Пейзаж, фауна и практически девственная окружающая среда – вот, собственное, что они выставляют «на продажу» туристам. Так что они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы между теми и другими сохранялся статус кво», - добавила она.
Автор: Лилия Вигдорчик