Прогнозы на 2014 год: демпинговые войны туроператоров перекинутся на внутренний рынок
Конкурентная борьба и «естественный отбор» путем жестких демпинговых войн продолжатся в новом сезоне 2014 года, уверены эксперты. Не исключено, что в следующем году в связи с выходом на внутренний рынок двух крупных туроператоров-международников, ареной этой борьбы станут внутрироссийские туры, в первую очередь по летним пляжным направлениям. В результате в группу риска претендентов на банкротство попадут средние и мелкие туроператоры, отметили во вторник в АТОР во время итоговой пресс-конференции. Что касается выездных направлений, то пока статистика ранних бронирований и запросов туристов позволяют рассчитывать минимум на 7% прирост российского турпотока.
«Мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на кризисные показатели этого года, в следующем году мы можем ожидать общего прироста российского турпотока примерно на 7%», - сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. В этом году прирост был солиднее – 18-20%, правда, обеспечил его демпинг на летних направлениях. «Аналитики АТОР просканировали интернет-пространство и подчитали, что сегодня на рынке около 90 млн ценовых предложений на следующий год по популярным у россиян зарубежным странам», - сообщила Майя Ломидзе. При этом число запросов по Египту, Таиланду и ОАЭ подросло примерно на 25%. «Пока по количеству лидирует Турция, мы видим рост запросов на 40%. Правда, запросы пока абстрактные, турист приценивается, но можно твердо предположить, что основная масса туристов планирует отдых уже сейчас», - отметила эксперт.
По прогнозам АТОР, «первая тройка» в сезоне 2014 не изменится, это по-прежнему будут Турция, Египет и Таиланд. Основные «толкания локтями» в этом списке начнутся за обладание менее почётными местами. Главные среди них – Испания, Греция и Италия, а также черноморская Болгария. Также в этот список может попасть и Финляндия.
Впрочем, вырываться вперёд по турпотоку эти направления, скорее всего, будут в убыток для туроператоров: активные демпинговые войны ожидают продолжения и в следующем году. «Скорее всего, пострадают «середняки», сидящие на этих направлениях. На туррынке продолжится процесс естественного отбора, а гладко он никогда не проходит. Выживает как всегда сильнейший. Основная группа риска – «средние» туроператоры», - подчеркнула Майя Ломидзе. По данным АТОРа, сейчас в «середняках» осталось примерно 20-25% из тех, кто создавал свой бизнес в начале и середине 90-х, остальные либо перешли в разряд крупных, либо уже исчезли с рынка. «Для того, чтобы выжить, туроператору, помимо мощностей, объемов и «финансовых подушек», потребуются ещё и технологии, которые дадут гибкость и возможность оперативно реагировать на запросы туристов», - отметила собеседник. Второй путь, который будут вынуждены избрать под давлением «крупняка» мелкие и средние туроператоры – переход в своеобразное «ателье индивидуального пошива». «Их сильная сторона – диверсифицированный нишевый турпродукт, дополнительные услуги к продажам туров, расчет на своего индивидуального туриста. Но для этого необходимы наработки и определенный драйв», - добавила г-жа Ломидзе.
Среди потенциальных направлений с «боевыми действиями» скорее всего останется Греция, возможно к ним «примкнёт» и Турция... Также ожидается, что к ним присоединится Россия на своих южных направлениях. Причина – выход на внутрироссийский рынок крупных международных операторов – «Библио Глобуса» и «Coral Travel». Насколько «кровавыми» будут эти «войны», пока не ясно, но в целом АТОР ожидает «жертв» со стороны небольших профильных туроператоров. «С другой стороны, для туристов выход крупных игроков, и соответственно перенос технологий выездного рынка на внутренний, скорее всего, окажется «плюсом»: любая конкуренция приводит к совершенствованию продукта», - также отметила Майя Ломидзе. При этом пока на внутреннем рынке «подвижек» нет, в настоящий момент для него характерен отложенный спрос. «Можно рассчитывать, что развивающаяся конкуренция «уронит» цены и соответственно увеличит спрос», - добавила собеседник.
ВНИМАНИЕ: самые актуальные спецпредложения туроператоров по России можно найти на бирже «Торговой площадки» портала «ТУРПРОМ» по ссылке https://www.tourprom.ru/tradearea/#61. Все размещаемые туры появляются в режиме реального времени! Выбирайте лучшее!
Ещё одна «темная лошадка» внутреннего рынка, воздействие которой туроператоры пока не берутся предсказать – это Олимпиада в Сочи, могущая сыграть как «на повышение» турпотока в летнем сезоне за счет фактора любопытства, так и «на понижение».
Что касается ближайшего высокого сезона – новогоднего и каникулярного, то ничего неожиданного он не принес. «Турпоток распределяется так: до Урала направлением номер один является Египет, номер два – Таиланд. В Сибири в лидерах Таиланд, а Египет отстаёт. Далее везде следуют ОАЭ, Финляндия и Индия. После них и с большим отрывом - все остальные направления. По России лидируют Санкт-Петербург и Великий Устюг», - резюмировала представитель АТОРа.
Автор: Ирина Архарова