Румынские цыгане в Лондоне: туристы берегите карманы!
Румынские цыгане возвращаются в Лондон. Это их первое появление в окрестностях Мраморной арки после июльского выдворения из знаменитого района, где они, как и прежде, охотятся на состоятельных покупателей Вест-Энда, наводняющих прилавки рождественской торговли. По свидетельству очевидцев, «гости британской столицы» проживают подаянием, причем ведут себя весьма напористо. Чаще других достается состоятельным туристам с туго набитыми кошельками. Некоторых они «ведут» до обменника и ждут, пока те не снимут наличность.
Летом Вестминстерский райсовет (или администрация Вестминстерского округа, как кому больше нравится) издала эдикт, изгоняющий цыган из разбитого ими самостийного палаточного лагеря. Кое-кто уехал в Румынию за счет лондонского Совета, оплатившего авиабилет на родину. И спасибо им: люди встретились с семьями, которых, наверное, давно не видели. Но сегодня они снова в Лондоне, шанс на то, что их удастся опять посадить в самолет, по мнению властей, очень невелик.
Царящее в лондонском обществе чувство отчаяния, о котором говорят английские констебли, разделяют и отцы города, взывающие к законодателю с просьбой дать им «современные инструменты решения теперь только возникших проблем», тем более что ни британские нормы, ни правила, действующие в Евросоюзе, не способны раз и навсегда разрешить ситуацию. Любая попытка обречена на провал.
Не так давно пресса обратила внимание на группу из человек двадцати – попрошаек, которые проводят ночь под лондонским небом в районе Парк Лейн (где у них что-то вроде главного перевалочного пункта), что в паре ярдов от самых фешенебельных и, стало быть, дорогих отлей. С каждым новым рассветом сюда наведываются полицейские и представители мэрии. Цыган гонят прочь, но, точь-в-точь по закону сообщающихся сосудов, те плавно перетекают в район Мраморной арки, в нескольких сотнях метров от ночного бивака.
Как воробьи на ветке, они рассаживаются на скамейках по соседству с памятником руки Джона Нэша, в окружении магазинных тележек, навьюченных спальными мешками и тряпьем. Окрестная торговля встретила с яростным негодованием очередное возвращение нахальных попрошаек, которые к тому же еще и беззастенчиво воруют товар из магазинов и лавок вдоль всей Оксфорд стрит. Как говорит Абдул Мохаммед, работающий в сувенирном ларьке по соседству с аркой, они наводят ужас на его покупателей. «На днях я как раз разговаривал с покупательницей. Откуда ни возьмись, нарисовалась джипси и стала просить у моей клиентки деньги. Она сделала вид, что не замечает цыганку, но та не унималась, схватила ее за руку и указала на деньги, которые виднелись из кошелька. Покупательница уже готова была сдаться и дать цыганке, которая неотвязно следовала за ней, денег. Я закричал, чтобы она не делала этого. Тогда цыганка подбежала ко мне и обматерила на чистом английском: это они выучили». По словам Мохаммеда, больше всего цыган привлекают богатые туристы-иностранцы, приезжающие в Весь-Энд. «Они моментально выхватывают из толпы выходцев с арабского востока, которые (это ни для кого не секрет) путешествуют с туго набитыми кошельками. Пачки купюр тут же попадают в их объектив. Вот тут-то они и принимаются за «дело»: попрошайничают, чтобы в итоге завладеть наличностью, которую тут же тащат в ближайший офис «Вестерн юнион». И так изо дня в день»,- рассказывает Мохаммед.
В июле в содружестве и при поддержке правоохранительных органов отцы города провели рейд на Парк Лейн – одной из самых аристократических улиц британской столицы. Широкомасштабная операция вроде бы увенчалась успехом: с лица лондонской земли был стерт главный палаточный городок румынских цыган. Но чего добились власти? Люди-то никуда не делись, только вот ютятся теперь в антисанитарных условиях на газоне между двумя военными мемориалами напротив отеля «Дорчестер». Только и всего. Один из уличных рабочих рассказывает о том, как полиция и власти, стоит забрезжить первому солнечному лучу, гонят цыган из их незавидного жилища, а те перебираются поближе к перекрестку Парк лейн и Оксфорд стрит. К Мраморной арке они добираются груженые незатейливыми спальными «гарнитурами» и прочим скарбом, который, пока их выдворяют, успевают погрузить в тележки, «позаимствованные» когда-то в соседних супермаркетах.
Другой рабочий, который трудится в гараже компании, сдающей в аренду туристические автобусы, с сожалением рассказывает о том, что гиды оставляют вверенных им туристов в бесхозном состоянии: довезут до памятника и бросают на произвол судьбы вплоть до самого вечера. «Похоже, никому нет дела до того, чем они заняты после восьми утра». «Тысячи полицейских откомандируют на борьбу с велосипедистами, а тут не могут сформировать группу быстрого реагирования, чтобы покончить со всем этим».
Правоту его слов трудно не признать. Не далее, как в минувший вторник, целый полицейский наряд вкупе с пограничниками был замечен за проверкой документов у туристов в рамках операции «Chefornak», в ходе которой два сотрудника Скотланд-Ярда и еще столько же из Национального управления пограничной службы разгоняли лагерь нищих в Вест-Энде. Арестовали что-то вроде тридцати человек. К гражданам Румынии, впрочем, все это имело самое малое отношение: эти на редкость послушные держатели 90-дневной британской визы оказались абсолютно лояльны законодательству Ее Величества (в том числе и по срокам пребывания в Великобритании), а потому были отпущены на свободу с пожеланиями «хорошо провести время на берегах туманного Альбиона». Как прокомментировал итоги рейда представитель пресс-службы Скотланд-Ярда, «если люди находятся у нас на законных основаниях и не занимаются противоправной деятельностью, придраться к их пребыванию на государственной территории практически невозможно». «Лондонцам все это не по душе, так что мы стараемся решить проблему». Его коллега из столичной мэрии рассказывает о том, как попрошайки на глазах одного из членов городского Совета «провожали» туристов до обменного пункта. Но это было в Париже, известном обилием цыган и подобного рода случаев, вызывающих по своей природе и по поведению нападающей стороны». «Закон разрешает нам вводить санкции за антиобщественное поведение. Но теперь власти намерены отменить директиву ASBO, которая их регулирует, и применять к таким правонарушителям положения IPNA, обеспечивающие профилактику антиобщественной деятельности. Мы же боимся, что эти «элементы» на время акции переберутся в одну из европейских столиц (Париж, Берлин, да куда угодно), выждут время, а когда вернутся сюда, здесь уже забудут и и про ASBO, и про IPNA».
Но послушаем самих цыган. Один из них, 28-летний Стефан Лаур, с завидным постоянством возвращающийся в Лондон, рассказывает о том, что в Румынии все «глухо», а здесь, если повезет, можно найти работу: «У меня нет ни малейшего желания попрошайничать, воровать и создавать проблемы себе и другим. Я здесь уже три недели, виза действует три месяца. Когда она закончится, съезжу на недельку домой, и бегом обратно сюда. Румыния – конченое дело. Ни работы, ни пропитания. А здесь можно найти место, заработать деньги и помочь семье. Бог даст, наступит день, когда я и постой здесь найду. Я работаю на автомойке. Как только они меня зовут, тут же бегу. Никакого закона я не нарушаю. И вообще мне здесь все нравится».
Авторы: Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы