Южноамериканский наркотик становится новым туристическим развлечением
Все начнется мрачно. Вас вывернет наизнанку, и хорошо, если успеете доползти до ближайшего сортира. Хлестать будет, простите уж за откровенность, изо всех дыр. И это только начало. Дальше начнутся галлюцинации. С примесью эйфории – как знать. Но вы все-таки готовьтесь к таким, которые переплюнут ночные кошмары, истязая демоническими видениями и вампирами, возникающими из ничего, из вашего собственного сумасбродства. Силы покинут вас. Покажется, что сердце перестает биться, а пространство вокруг вас стремительно сужается до размеров шагреневой кожи, струится сквозь пальцы, неуловимое и недосягаемое. И вот в тот самый момент, когда вам покажется, что вас больше нет, все закончится, как по мановению волшебной палочки, и вы вновь окажетесь в южноамериканских джунглях, там, где не ступала нога человека. Вот только вас прежнего уже никогда больше не будет.
Так уже однажды спаивал друзей (с врагами он расправлялся куда как более жестоко) небезызвестный вам Эдмон Дантес, в миру граф Монте-Кристо, сам увлекавшийся зельями. Знавал ли он то, о котором мы ведем речь, не беремся судить. Да это и не суть важно. Напиток, о котором идет речь, испокон веков варят по берегам Амазонии. Известный со времен колумбийских и перуанских аборигенов, этот галлюциноген под названием «айяхуаска» используется шаманами с целью так называемой лечебной «чистки» тела и духа и пользуется неизменной популярностью у нынешних туристов, тоскующих по настоящей экзотике. Варево, которое так жаждут отведать иностранцы, наслышанные о его якобы фантастической целительной силе, готовится из стеблей и корневищ лианы Banisteria caapi, содержит вещество диметилтриптамин (ДМТ), которое (как у кого, оговоримся) оказывает мощный психоделический и одновременно лечебный эффект, связанный с выходом на новый уровень сознания. В худшем случае человека сражают наповал видения и кошмары.
Дело поставлено на широкую ногу. Поезжайте в село Иквитос, что в Перу, и убедитесь в том, что в этом сосредоточии туристического культа айяхуаски нет живого места: ритуалом чудодейственной лианы пронизан каждый сантиметр, каждая живая душа. Не пройдет и пары минут, как и вы сами окажетесь вовлечены в колдовскую круговерть. Кое-где напиток готовят и продают под контролем медиков и экологов, что гарантирует туристам максимум безопасности. Немало и тех, кто под видом шаманов, впаривают новичкам суррогат, при этом делая неплохие деньги на туристах-дилетантах.
Мы беседуем с Грегом Картером, возглавляющим австралийское туристическое агентство «Chimu Adventures», которое специализируется на приключенческом туризме в странах Латинской Америки. По словам Картера, сегодня он наблюдает резкий всплеск интереса ко всему тому, что связано с айяхуаской. Когда клиент просит Картер отправить его «на волю в пампасы», подальше от цивилизации, тот, не задумываясь, предлагает ему Амазонию с айяхуаской.
Как говорит Картет, «культ айяхуаски изначально возник в среде пеших туристов. Они ездили в Перу и там, не в силах устоять перед галлюциногеном, который им предлагали на совершенно законных основаниях (этот природный наркотик разрешен к применению в ряде стран Латинской Америки), они постепенно приобщались к нему». Последние несколько лет туристы демонстрируют растущую тягу к новым ощущениям, глубокому вхождению в местные культуры, желание научиться у жителей глубинки всему, чему угодно. Немалую роль в смене приоритетов сыграли идущие в гору культурный, приключенческий и экологический туризм».
Но, спешит предупредить он, при всей своей популярности, аяйхуаска не так уж безобидна, как кажется на первый взгляд. «Мы вообще-то такие напитки не продаем. Уж слишком много опасностей они таят, людей-то каждый год немало умирает. Большинство летальных исходов остается за кадром. В Перу есть регионы и центры, так называемые «официальные дилеры» с хорошей репутацией. К примеру, Rainforest Expeditions. Но ведь и «лекарей»-одиночек тоже хватает. Поезжайте, скажем, в Куско. На каждой улице таких уйма. За двадцать баксов они вам продадут под видом целебного напитка месиво, сделанное неизвестно по какому рецепту. Айяхуаску нельзя пить на полный желудок. К ее приему следует тщательно подготовиться. Еще раз хочу обратиться к всем туристам с настоятельной рекомендацией проявлять максимум бдительности и осторожности».
Риски действительно высоки. Как ни сладок плод, а запретов и страхов с ним связано порядочно. Некоторые, из тех что отведали его в перуанских джунглях, доходят до того, что бросают свою работу и, если хотите, прошлую жизнь. Так было, к примеру, с австралийкой Криси Лонг, которая после месяца, проведенного в центре «Way Inn», до того впечатлилась, что перебралась сюда жить и работать. «Айахуаска обладает потрясающе мощным лечебным эффектом»,- говорит Криси. «Конечно, мало кто вот так вдруг возьмет и бросит работу, отведав зелья», добавляет она, уверенная в том, что сама приняла единственно правильное решение. «Я словно пробудилась ото сна. Сама вселенная движет мною в этом направлении».
Это опыт Крис. А остальные. Их что манит? Сколько людей, столько ощущений и мнений. Каждый идет своим путем. И каждый «слышит, как он дышит». Как можно загнать пространство в две оси координат? И можно ли подогнать под общую гребенку индивидуальный опыт. Кто-то рассказывает о обрывках видений, напоминающих какую-то геометрию, кто-то о выходе в «открытый космос». У кого-то возникают галлюцинации приземленного свойства, связанные с семьей и друзьями, воспоминания из детства или других периодов жизни. «Вы как будто общаетесь с родственниками, жившими за семь поколений до вас, а то и больше. Эмоции обуревают самые разные, от глубокой печали до невозможной радости. Вот тогда-то вы и начинаете осознавать свое предназначение в этой жизни, как и то, зачем были или есть они. Так вас за двадцать лет не вылечит ни один доктор».
Фантастика! В центре «Way Inn», впрочем, на всякие там «завихрения» болезненного сознания внимания обращают мало. «Мы занимаемся «чисткой» души и тела, освобождая его от тех вековечных шлаков, которые позволят человеку развязать терзающие его узлы противоречий и вернуться обновленным в западную цивилизацию»,- описывает свою работу Криси, по словам которой они ежедневно наблюдают за теми, по ее словам, положительными трансформациями, которые якобы ощущают их клиенты к концу так называемого лечения.
Авторы: Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы