Куба открывает туризм для частников
Правительство Кубы разрешило турбизнесу «дружить» с частными гостиницами, экскурсионными бюро и общепитом. Остров Свободы всегда выступал за мир и дружбу, но только не с «очкастым частником». И вот, о чудо, государственная отрасль (а туризм всегда находился в числе таковых) отныне может беспрепятственно взаимодействовать с секторами, отданными на откуп физическим лицам. И все ради того, чтобы дать этому частнику расцвести. Справедливости ради следует сказать, что взаимодействие частного и общего действует на Кубе с 2012 года, но до сего дня туристическая индустрия находилась за пределами новых правил ведения экономики. Добавим также, что туризм считается крупнейшей отраслью кубинского народного хозяйства. Только в 2012 году страна приняла 2.8 миллионов туристов, которые принесли в ее казну 3 миллиарда долларов.
Опубликованные в среду в официальном бюллетене, новые стандарты устанавливают порядок взаимодействия государственных туристических агентств с отельерами (5 с лишним тысяч малых гостиниц) и рестораторами (1.700 заведений), которые работают сегодня в стране, где коммунисты по-прежнему являются правящей партией. Новые правила касаются также частных увеселительных заведений и транспорта.
Туристический бизнес, отельеры в том числе, могут заключать контакты с частными поставщиками продуктов питания и блюд для своих рабочих, садовников и прочей обслуги.
По словам бывшего посла Великобритании на Кубе Пола Вебстера Эра, который, завершив дипломатическую службу, сегодня читает лекции о международных отношениях в Бостонском университете, кубинский туризм на века увяз в «государственной заботе о всех и вся». «Как всякий сервис, не отличающийся глобальными масштабами, но колоритный сам по себе, этот сегмент привлекает внимание туристов гораздо быстрее и лучше, чем любая аморфная структура, не имеющая ни размера, ни четких границ, но претендующая на универсальность. Не так ли всегда было в стране, чьи государственные компании и оборонка управляли всей отраслью?»,- задается он риторическим вопросом.
Таня Родригес, которая сдает комнаты в Колониальном районе Гаваны, приветствует решение правительства, считая эту меру ключевой в повышении качества и расширении предлагаемых опций, то есть, в конечном итоге, в обеспечении роста национальной туриндустрии.
«Частники всегда отличались качеством и комфортом услуг, предоставляемых туристам, которые приезжают к нам испокон веков. Если Куба хочет по-прежнему принимать у себя гостей, без нас ей не обойтись»,- говорит она. Принявший в 2008 году бразды правления от своего брата Фиделя, который сегодня не отличается хорошим здоровьем, нынешний кубинский президент Рауль Кастро ввел малые предприятия и частную торговлю. И это только часть огромной реформы, направленной на модернизацию экономики, построенной на советской модели и (как это было до 2010 года) опирающейся на государственную монополию по всем, от производства машин до чистки обуви.
Поощряя развитие частного сектора, Кастро способствует созданию новых рабочих мест для целого миллиона своих граждан, которые, как он надеется, перестанут «виснуть» на государственном бюджете, чтобы освободить его в ближайшие годы от непосильной ноши. Но и кубинский коммунизм должен укрепить свои позиции, чтобы сохранить свою руководящую и направляющую роль на перспективу.
В настоящее время в малом и частном бизнесе (а это строительство, перевозки, развлечения и пр.) занято 450 с лишним тысяч человек, открыто более 200 кооперативных предприятий.
В течение этого года государственные турагентства занимаются своеобразной «разведкой боем», общаясь с владельцами ресторанов и небольших гостиницу. Большинство, во всяком случае в Гаване, остаются индифферентны к предложениям. Так говорят сами туроператоры. Все дело в том, что приезжающие на карибский остров частным образом туристы сами в состоянии снять комнату, да и поесть в частном заведении без, что называется, посторонней помощи. Кубинские экономисты, впрочем, уверены в том, что разворот национальной туриндустрии в сторону частного сектора в итоге обеспечит дальнейшее развитие отрасли. «С наступлением туристического сезона хорошие рестораны и гостиницы забиты до под завязку, причем без помощи государства»,- комментирует ситуацию один из аналитиков, пожелавший остаться неизвестным. «Сегодня, при желании открыть свое дело, вы имеете все шансы раскрутиться на полную катушку»,- добавляет он.
Автор: Всеволод Кораблев