Эксперты: прошедшее лето оказалось для турбизнеса самым тяжелым, а наступающая зима облегчения не принесет
«Наиболее сложным для российского рынка выездного туризма» назвали эксперты прошедший летний сезон на пресс-конференции АТОР. Сложившаяся экономическая ситуация в стране не располагала наших туристов вкладываться в поездки, а гипертрофированная волнообразность спроса заставляла туроператоров корректировать полётные программы буквально на ходу. К тому же, сезон осложнили многие не зависящие от туроператоров проблемы – от визовых сбоев до событий в Египте. Впрочем, согласно прогнозам, в предстоящем зимнем сезоне расслабиться российскому турбизнесу также не удастся...
«Летний сезон, по оценкам самих участников рынка, оказался одним из наиболее сложных за последние 7-8 лет. Интенсивность запросов туристов менялась радикально, от пиков высокого спроса до резкого снижения. В связи с этим туристическим компаниям приходилось буквально на ходу корректировать планы: сокращать полетные программы, менять ценовую политику», - рассказала исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Из-за такой «синусоиды» потребительских запросов пики продаж сменялись провалами, а некоторые направления показали крайне низкую или даже отрицательную рентабельность.
Причины такого нестабильного спроса со стороны туристов – в первую очередь, экономические. «У наших граждан растет неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому свой отдых они планируют в последний момент, ориентируясь на низкие цены. В результате, средняя цена недельного тура этим летом составила 24-27 тыс. рублей на человека при размещении в 4*», - пояснила г-жа Ломидзе.
Но, несмотря на «резко волнообразный» спрос, предпочтения туристов остались вполне предсказуемыми. На первом месте как всегда оказалась Турция, завершившая сезон с приростом турпотока в 3%. Серьезный прирост показали также Греция и Испания – на уровне 18-20% по сравнению с прошлым годом. Например, согласно статистике министерства туризма Греции, в стране в этом году уже успели отдохнуть более 1 млн наших туристов. Впрочем, аналитики АТОР называют чуть меньшую цифру – около 850 тысяч. Правда, греческий прирост сопровождался активными демпинговыми войнами, и в итоге сезон оказался убыточен для туроператоров. Предсказуемо «провалилась» Хорватия: из-за введения Хорватией визового режима турпоток из России снизился туда в два раза. Напомним, что это, вкупе с оттоком туристов в соседнюю Грецию с её дешевыми ценами, стало причиной самого громкого банкротства сезона – ухода с рынка турфирмы «Асент-Трэвэл».
Еще одной «горячей точкой» сезона, причём в прямом смысле, стал Египет. Направление, демонстрировавшее стабильный рост в начале лета, завершило сезон крупным провалом: спад появился и стал нарастать, начиная с июля, когда в стране стали происходить политические волнения, вылившиеся в отставку президента-исламиста Мухаммеда Мурси. В итоге 15 августа МИД РФ и Ростуризм рекомендовали туристам воздержаться от посещения Египта, а примерно в течение недели после этого туроператорами были сняты полетные программы в страну. В результате, по итогам сезона Египет демонстрирует негативную динамику.
«Подвешенное» состояние Египта влияет и на прогнозы на зимний сезон. Как сообщила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ирина Щеголькова, пресс-секретарь Ростуризма, официальная информация, когда будет «открыт» Египет, пока отсутствует. Таким образом, несмотря на то, что большинство туроператоров либо уже возобновили свои полетные программы, либо возобновят их с началом осенних школьных каникул, точные перспективы направления неясны. «Емкости, которые может не получить Египет этой зимой, будут перенаправлены на другие направления. Мы ожидаем, что это будут ОАЭ и Гоа. По ОАЭ возможно ужесточение конкурентной борьбы, которая, в свою очередь, может привести к снижению цен», - отметила Майя Ломидзе.
По её словам, зимний сезон также может пока похвастаться успехом горнолыжных программ, продажи по которым традиционно стартовали в августе: «Продажи на горнолыжный продукт, по традиции, идут с наибольшей глубиной. Многие популярные у россиян курорты и отели уже полностью раскуплены на пиковые даты», - сообщила Майя Ломидзе. Однако в целом по оценке операторов, несмотря на растущую Европу, глубина продаж на новогодние праздники остаётся очень низкой. Также пока наблюдается сравнительно мало запросов на дальние безвизовые направления.
Автор: Ирина Архарова