Минтранс хочет ввести единый билет для путешествия по России, туроператоры сомневаются
Проект введения единого проездного билета сразу на несколько видов «дальнего» транспорта предполагает российский Минтранс. Подобный билет предоставит туристу возможность путешествия, сочетающего, например, перелет на самолете, поездку по железной дороге, междугороднем автобусе или на речном корабле. При этом перевозчики будут нести солидарную ответственность за пассажира, купившего такой билет. Туроператоры в целом скептически отнеслись к данной идее именно из-за «солидарной ответственности»: на российских просторах авиаперевозкой, железной дорогой и прочими видами транспорта заведуют разные ведомства, поэтому возможность согласовать маршрут и ответственность за туриста фактически нулевая. Хотя в узких областях с четкой договоренностью такой проект и может оказаться успешным.
Согласно подготовленному Минтрансом проекту закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», единый билет может применяться при сочетании всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного. При этом сочетание маршрутов и видов транспорта может быть любым, в зависимости от договоренностей конкретных перевозчиков. Соглашения будут заключаться между перевозчиками по инициативе одного из них, при этом предложение присоединиться к смешанному маршруту должно быть сделано не меньше чем за месяц до начала сотрудничества. В законопроекте указано, что «не допускается необоснованный отказ участника соглашения ... в присоединении другой транспортной организации к соглашению». После присоединения к соглашению перевозчик должен уведомить об этом Минтранс в течение 15 дней. Причем по единому проездному возить туристов можно будет только между пунктами, которые входят в специальный перечень, который утверждаться Министерством транспорта..
В настоящий момент в России успехи на почве «единых проездных» в межгородских масштабах скромны. Так и не получил практического воплощения протокол о намерениях по организации смешанных перевозок пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом, который в 2007 году подписали «Аэрофлот» и РЖД. Цель была та же: создать систему, которая позволила бы пассажиру получить один сквозной билет на поезд и самолет. Максимум – подобное «объединение» пока работает лишь в локальных внутригородских масштабах: как пример часто приводят единый московской проездной «Тройка», который может одновременно включать в себя поездки в метро, наземном транспорте и «Аэроэкспрессе», а также электричках московского региона. Кроме того, в кассах «Аэроэкспресса» в московских аэропортах можно купить билет на электропоезд, совмещенный с московским билетом «90 минут». Сотрудничают с «Аэроэкспрессом» и некоторые авиакомпании – вроде «Сибири», «Уральских авиалиний» и того же «Аэрофлота», предлагающие пассажиру «попутный» билет на «Аэроэкспресс». Однако технически это всё равно два разные билета.
Туроператоры, специализирующиеся на внутреннем туризме, считают проект интересным, однако вряд ли реализуемом в российских реалиях. «Я думаю, что интеграция ж/д+авиа вполне перспективна. У Люфтганзы давно есть авиабилеты, которые включают в себя перелет до пункта пересадки и далее переезд на поезде, например, по маршруту Москва-Франкфурт-Страсбург», - оценил Валерий Лощиц, гендиректор туроператора «Астравел». Однако эксперт отметил, что для технической осуществимости подобный интеграции, системы бронирования авиабилетов и ж/д билетов должны стать совместимы. А во-вторых, железнодорожные системы должны стать такими же технологичными, как системы бронирования авиабилетов. Кроме того, по оценке собеседника, большой проблемой может стать разграничение ответственности при опоздании поездов и самолетов. «Поскольку компании имеют разных владельцев, то, соответственно, каждая из них будет пытаться возложить ответственность на партнера», - подчеркнул Валерий Лощиц.
Ту же проблему ответственности отметила и Татьяна Ванд, гендиректора туроператора «Ванд Интернешнл». «Такого прецедента полномасштабной интеграции нет нигде, и очень маловероятно, что он осуществим в России. Авиа и ж/д перевозки относятся к разным ведомствам, которые в наших условиях вряд ли способны договориться. Кроме того перевозчик, выдавший на своем бланке подобный единый билет, подписывает свою полную ответственность за пассажира до конца его поездки, а это никому не надо», - оценила эксперт.
Автор: Ирина Архарова