Бали: туроператоры расширяют ассортимент, пытаясь удержать туристов
«Дальним» направлениям Юго-Восточной Азии в наступающем сезоне стоит делать ставку на туристов, предпочитающих «пятизвездочный» отдых по индивидуальным программам, в том числе комбинированным. Примерно такой «портрет» потенциального русского туриста обрисовали туроператоры, специализирующиеся по Бали. При этом прогнозы по направлению у участников рынка разнятся – от +20% роста турпотока до -30% его падения. Основная причина – постепенный переход определенной части «индивидуалов», на которых рассчитывают туроператоры, на рынок самостоятельного туризма. Тем не менее, туроператоры надеются на неплохую доходность балийского направления – в первую очередь за счет продаж Нового года, а также индивидуальных комбинированных программ.
«Спрос на отдых на Бали в настоящий момент стабилен. По сравнению с прошлым годом турпоток увеличился примерно на 20%. По новогодним турам уже открыта продажа, а интенсивность бронирований позволяет надеяться на удачный сезон», - прокомментировала ситуацию на направлении Елена Малинина, замдиректора по продажам туроператора «ITM Group». Эксперт отметила, что от индонезийского направления в этом сезоне туроператоры ожидают хорошую доходность – так как на данный момент Бали «не испорчено» избыточной перевозкой и горящими турами. «Увеличилась глубина продаж, очень много туристов стало бронироваться заранее, за 1-3 месяца до заезда», - добавила собеседник.
Отметили повышенный спрос на зимние каникулярные турпакеты и в компании «Карлсон Туризм». «Обычно новогодние туры активно продаются в сентябре-октябре, хотя бывает и практически last minute - в ноябре и начале декабря», - оценила Жанна Снежницкая, руководитель департамента стран Востока, Азии, Индийского океана и Южной Америки туроператора «Карлсон Туризм». По мнению эксперта, в целом для Бали более характерна достаточная глубина продаж – отели высокого уровня, а тем более, номера нестандартных категорий, виллы и сьюты, пользуются спросом, и позаботиться о размещении в них нужно заранее. «Тем более, что раннее бронирование, как правило, даёт преимущества – скидки, бонусы, подарки, и наш рынок уже к этому приучен», - добавила собеседник. Пока по текущим результатам эксперт ожидает роста турпотока на уровне 10-15%, причем подчеркивает, что это стабильная ситуация для Бали.
Половина новогодних туров на Бали уже распродана и у компании «Солвекс-Трэвэл». «В этом году турпоток на Бали достаточно стабилен, хорошо идут бронирования зимних туров. Около 50% новогодних поездок у нас уже проданы. И хотя в последние пару лет существенных изменений в предпочтениях туристов по Индонезии нет, всё больше клиентов стали заказывать комбинированные программы. Им хочется не только «поваляться на пляже», но и что-то ещё посмотреть. В целом же туристы предпочитают покупать в Москве только турпакет, а экскурсионные программы добирать уже на месте», - пояснила Ирина Петрова, гендиректор «Солвекс-Трэвэл».
Однако, по оценкам других игроков балийского направления, продолжающаяся «индивидуализация» рынка приводит к нежелательным для туроператоров последствиям – их клиентура постепенно сокращается. «Турпоток снизился по сравнению с прошлым годом примерно на 30%. При этом стало больше бронирований одного лишь размещения в отелях без авиаперелета на Бали. Это происходит потому, что всё больше туристов «уходит» в интернет, где все составляющие турпродукта бронируют самостоятельно, а к туроператорам обращаются, лишь когда наши цены конкурентоспособны по сравнению с интернетом. Впрочем, в случае с Бали, это, к счастью, в большинстве случаев именно так», - обрисовала ситуацию Яна Бахтеузова, руководитель отдела экзотики туроператора «Спектрум». Однако, по оценкам эксперта, необходимость туроператоров оглядываться на сайты для самостоятельного бронирования ведёт и к снижению доходности направления.
«Просел на Бали и «средний» сегмент, почти ушёл спрос на отели 3*. В основном востребованы отели Бали 5* и 5* deluxe, а также лучшие варианты авиаперелета и самые брендовые авиакомпании, даже несмотря на разницу в стоимости. Одновременно клиенты всё больше заказывают VIP-услуг, которые бронируются заранее», - сообщила Яна Бахтеузова. По оценкам эксперта, тенденция падения спроса на «массовый и чартерный» Бали сохранится в этом сезоне по очевидным финансовым причинам. «Очень многие туристы уже побывали на Бали, а для массовых повторных прибытий, например, как в Таиланд, Бали остаётся недостаточно дешевым направлением», - пояснила собеседник.
При этом прирост «дорогого и эксклюзивного» туризма обеспечивает популярность на Бали нестандартных программ, которые индивидуалам относительно несложно обеспечить. «Просто пляж» практически уже не покупают, зато всё больше растёт запросов на самые неожиданные и сложные комбинации, до 4-х стран в одной поездке. В случае Индонезии, например, мы расширили наш ассортимент примерно 25-ю нестандартными программами: круизы, комбинации островов - Флорес, Сулавеси, Комодо, Борнео и др., а также йога-турами, тематическими турами и др. Но почти все эти программы всё-таки начинаются и заканчиваются на о.Бали», - рассказала Яна Бахтеузова.
Эту же тенденцию подтверждают и другие игроки рынка. «Туры пассивного отдыха немного теряют в своей актуальности, на смену им приходят туры для активных любознательных путешественников, которым в ходе одной поездки обязательно нужно поставить «галочку» в максимальном количестве максимально нехоженых мест», - сообщила Инна Иванова, старший менеджер по направлению Юго-Восточной Азии туроператора «Ультра Тревел Люкс». Эксперт подчеркнула, что спрос на «сложносочиненную» экзотику растет с соответственным результатом – группы набираются с опережением. «На текущий момент на заезды 2013 года у нас остались свободные места только в группе с 6 декабря, одновременно мы уже начали закрывать группу на Валентинов день - 14 февраля», - пояснила собеседник. По данной программе «5 Стран Азии» заезды стартуют раз в месяц и предполагают комбинацию Бали с Гонконгом, Малазией, Сингапуром и Брунеем.
«Спрос становится более дорогим и требовательным. Увеличение количества разнообразных программ, в том числе и комбинированных туров, обусловлено именно такими условиями рынка – нужно предлагать что-то новое, необычное и нестандартное. В текущих условиях это становится фактором сохранения доходности направления», - подытожила Жанна Снежницкая.
Авторы: Петр Борисов Яна Вараксина