Юристы разъясняют, как действовать туристам, турагентствам и туроператорам в ситуации «закрытия» Египта
15.08.2013  17:58 11408

Юристы разъясняют, как действовать туристам, турагентствам и туроператорам в ситуации «закрытия» Египта

Как действовать турагентам и туроператорам в ситуации, сложившейся после фактического запрета турпоездок в Египет? На вопросы корреспондента инфогруппы «ТУРПРОМ» в режиме блиц-интервью отвечает руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин.

- Александр, на сайтах МИД РФ появились рекомендации отказаться от поездок в Египет. Роспотребнадзор опубликовал уведомление, предписывающее возвращать туристам все оплаченные им деньги. Должна ли турфирма незамедлительно возвращать туристу все полученное при соответствующем требовании от туриста?

- В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», требование о расторжении договора по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей (угроза жизни и безопасности туристов), предъявляется туристами в судебном порядке. Таким образом, закон не предусматривает безусловной обязанности турагентов и туроператоров по возврату туристам всех полученных денежных средств на досудебной стадии.

Вместе с тем, следует учитывать, что каждый турист вправе отказаться от исполнения договора вне зависимости от причины такого отказа, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»).

- А стоит ли в таком случае отказывать туристам в возврате денег и рекомендовать обращаться в суд?

- С одной стороны, исходя из текста ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», по нашему мнению, отказ в возврате всех оплаченных по договору денежных средств в досудебном порядке (при условии своевременного возврата туристу денежных средств за вычетом фактически понесенных расходов) не будет являться нарушением прав потребителя, а следовательно, не должен влечь ответственность турфирм в виде оплаты 50% штрафа и неустоек, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей».

С другой стороны, следует учитывать, что при обращении туристов в суд существует риск удовлетворения их требований и взыскания в пользу туриста не только стоимости туристского продукта в порядке ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», но и расходов на оплату услуг представителя и иных судебных расходов. Исход суда по данной категории дел зависит от оценки судьей документов и иных доказательств, подтверждающих наличие угрозы в стране временного пребывания в период планируемого путешествия туриста. Суды, связанные с отказом туристов от совершения путешествия в Египет в 2011 году, заканчивались как в пользу туристов, так и в пользу турфирм.

Однако значительную часть конфликтов удалось урегулировать путем заключения соглашений об изменении условий договора. В этой связи крайне рекомендуется (при наличии соответствующей возможности) не передавать дело в суд, а искать пути урегулировать спор в досудебном порядке путем переноса сроков совершения поездки, замены страны временного пребывания и т.п.

- Александр, вот типичный вопрос наших читателей: «Мы являемся турагентами. Туристы отказались от совершения поездки и требуют возвратить все деньги оплаченные по договору, а туроператоры в ответ на просьбы об аннуляции сообщают о штрафах, размер которых достигает 100%. Как правильно поступить в такой ситуации?

- Статья 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» не предусматривает кто именно – турагент или туроператор обязаны осуществлять возврат денежных средств при отказе туриста от поездки по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей.

С одной стороны, стороной по договору является турагент, который чаще действует от своего имени (а не от имени туроператора) и в силу положений Гражданского кодекса несет права и обязанности по сделке. С другой стороны, в соответствии со ст.ст. 9, 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор является исполнителем по заключенному турагентом договору; согласно сути агентской деятельности и положениям гражданского законодательства, агент действует за счет принципала (туроператора).

Как бы то ни было, не вызывает сомнений тот факт, что возврат турагентом всей полученной от туриста суммы за свой счет, при отсутствии возврата со стороны туроператора, не будет соответствовать требованиям разумности и справедливости. Вместе с тем и у туроператоров не всегда имеется возможность по возврату всех полученных денежных средств, поскольку поставщики услуг (средства размещения - отели, а также авиаперевозчики) не всегда соглашаются осуществлять туроператорам соответствующие возвраты.

Как отмечалось выше, при безусловном отказе туроператора от возврата денежных средств без объяснения причин (без указания на наличие расходов по исполнению заявки, без предложений по изменению договора при наличии такой возможности) велика вероятность возникновения судебного разбирательства, по итогам которого возможно взыскание как со стороны турагента, так и со стороны туроператора.

В этой связи оптимальным вариантом может стать не отказ туроператора в возврате денежных средств со ссылкой на условия договора с агентом, а поиск взаимоприемлемых условий по выходу из сложившейся ситуации, исходя из наличия или отсутствия расходов по конкретной заявке, согласия поставщиков услуг на перенос дат оказания услуг и иных обстоятельств.

Автор: Елизавета Фаворская

Подписаться на новости