Дом из песка и тумана: туризм в египетском Луксоре исчезает в горниле революционной борьбы
Призрачно все в этом мире бушующем…
От своего отца Абдул Салам Омар унаследовал антикварный магазин в Луксоре. Знаменитый город на юге Египта известен во всем мире не иначе как гигантский музей под открытым небом. Здесь каждый камень дышит историей, насчитывающей не одну тысячу лет. Что же говорить о бизнесе и об Омаре, которому он достался в наследство: оба процветали. В лавке на территории старого рынка покупали статуэтки древних египетских богов эпохи Фараонов и прославленных египетских цариц. Хорошо шли поделки из папируса и стеклянные бутылочки с благовониями. Где вы теперь, туристы, от которых в магазинчике Омара было не протолкнуться? – Исчезли (как тут не вспомнить поэта), «как сон, как утренний туман». Ничего или почти ничего не продается. В обуреваемой политическими разборками стране бизнес Омара рухнул. «Все ужасно»,- констатирует он. «Хорошо, что у меня нет детей. Мои женатые друзья сбились с ног, чтобы прокормить семью».
От рассвета до заката
Еще совсем недавно приносившая в государственную казну миллиарды долларов туристическая индустрия, в которой были заняты несколько миллионов египтян, рухнула как (кто бы мог подумать) карточный домик. Дела в отрасли – хуже некуда. За два с половиной года народ умудрился распрощаться с двумя президентами. К тому времени, как своего поста лишился Хосни Мубарак (это случилось в феврале 2011 года), туризм уже был в незавидном положении. Ну, а с приходом к власти Мохаммеда Мурси, он просто перешел в свободное падение.
«В 2010 году туриндустрия достигла максимума. В те времена я зарабатывал 150 долларов в день и держал семь работников: в одиночку я просто не мог справиться с наплывом покупателей. А сегодня их нет, и я сутками простаиваю без единого цента»,- говорит Омар. По свидетельству тех, кому подчиняется египетский туризм, главный «кормилец» национальной экономики катится в пропасть с той самой былой высоты.
По словам руководителя Туристической палаты Луксора Мохамеда Отмана, «туризм является главным донором египетской экономики, на его долю приходится до 12% национального дохода. Раньше он приносил в бюджет 18 миллиардов долларов в год. В это время года отели всегда были заполнены на 80%, сегодня – максимум на 4%. Падение туристического рынка в Луксоре ощутили болезненнее, чем в любом другом уголке страны. «Мурси своими решениями подал дурной знак рынку и спугнул туристов. В июне он назначил губернатором города террориста и этим добил отрасль, и без того доведенную до критической массы»,- считает Отман. Когда жители Луксора узнали о том, что один из главных боевиков террористической организации Гамаа Исламия будет отвечать за туризм, чаша общественного терпения переполнилась. Всего за несколько недель до своего свержения Мурси успел преподнести портфель главного по туризму в Луксоре человеку, чья группировка в 90-е годы прошлого века печально прославилась целой чередой жесточайших терактов, жертвами которых неизменно становились высокие чиновники и обычные граждане: под знаменами исламского джихада Гамаа Исламия раскачивала государственные устои. В 1997 году боевики группировки убили 58 туристов и четырех египтян. Трагедия, разыгравшаяся в одном из храмов Луксора, стала самым кровавым событием за всю историю существования Гамаа Исламия. Жители Луксора, большинство из которых занято в туристической индустрии, устроили забастовку под окнами резиденции губернатора и оставались там до тех пор, пока Мурси не отозвал свое сомнительного смысла решение.
Гонка с препятствиями
Впрочем, сам господин Отман не теряет оптимизма и уверенности в том, что у египетского туризма еще остается шанс подняться с колен. «Мы готовимся к промо-турне по Европе и России, будем рекламировать наши шедевры, предлагать очень привлекательные пакетные туры. Постараемся сыграть на росте американского доллара относительно нашей валюты». Оману, конечно, виднее. Издалека же глядя на капканы, расставленные египетскому туризму на каждом шагу, розовые перспективы стремительно тускнеют, даже когда их рисует близкий к отрасли человек. Реальность же заключается в том, что туризм агонизирует. Гостиницы, в которых когда-то от туристов яблоку негде было упасть, пустуют. Возницы на конках «плавятся» на жаре, периодически зазывая местных жителей: авось кто-нибудь согласиться прокатиться. По всему Нилу растянулись плавучие гостиницы: когда-то переправлявшие туристов из Луксора в Асуан, сегодня они тихо ржавеют у причала.
Мало на что так надеялся Египет, как на свой туризм. На пути к светлому будущему, с самыми благородными (кто сомневается) порывами в душе, страна зарезала курицу, несущую золотые яйца.
Автор: Всеволод Кораблев