Асент-Тревел покидает рынок: советы агентствам от юристов
Что делать и как поступать турагентствам, которые забронировали и оплатили туры в компании «Асент Тревел», объявившей об уходе с рынка? Разъяснения пострадавшим даёт Александр Байбородин, руководителя претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата».
Так, в настоящее время, по словам юриста, от турагентов требуется в первую очередь сохранять контакт с клиентами, при этом рекомендуется помогать им в составлении всех необходимых документов для возврата средств и т.д. «Агент должен быть крайне заинтересован в том, чтобы турист получил либо возврат средств от туроператора, либо возмещение от страховщика. Ведь если турист не получит деньги ни от одного, ни от другого, то ему ничего не останется делать, кроме как подавать в суд на самого турагента», - отметил эксперт, подчеркнув, что это – общая рекомендация, составленная на основе практики предыдущих случаев.
«Если туристов, находящихся за рубежом, благополучно разместят и обеспечат обратный вылет – проблем никаких нет, повод для дальнейших действий отсутствует. Если же возникнут острые осложнения, требующие срочного решения, туристы могут, например, могут на месте приобрести необходимые услуги за свой счет и потом потребовать у страховщика возмещения в рамках фингарантий», - отметил Александр Байбородин. При этом он подчеркнул, что в рамках фингарантий требовать возмещения ущерба может в первую очередь сам турист. «Турагентству получить со страховщика средства в возмещение, например, повторно купленных им для туриста обратных билетов, будет трудно, если не сказать невозможно», - подчеркнул эксперт.
Впрочем, первые лица «Асента» подчеркивают, что подобной ситуации, скорее всего, удастся избежать. «Фингарантии у нас оформлены на два юрлица - 137 миллионов рублей у «Асент Трэвел Инт» и 30 миллионов рублей у «Травел СП», т.е. их общая сумма составляет 167 миллионов рублей. По нашим подсчетам, нам придется прибегнуть к фингарантиям лишь в объёме примерно половины от этой суммы, остальное мы вернем из собственных средств, которыми пока располагаем. Поэтому денег гарантированно хватит всем туристам», - подчеркнул в эксклюзивном интервью корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» гендиректор «Асент-Тревел» Евгений Судьбин.
Александр Байбородин также отметил, что ситуация значительно упростится, если «Асент» вернет деньги по всем аннулированным заявкам. «При этом стоит учитывать, что при аннуляции заявки страховщик теоретически может отказать в выплате страхового возмещения, так как с юридической точки зрения обязанности туроператора по оказанию услуг после аннуляции прекращаются - останутся только обязательства по возврату денег, а ответственность по этим обязательствам не застрахована. Иными словами, строго формально выплаты могут производиться только по забронированным, оплаченным, но несостоявшимся турам, а по аннулированным - нет. Поэтому аннулировать заявку без 100% уверенности в наличии у «Асента» денег и готовности их вернуть – не стоит», - посоветовал юрист.
Однако этот юридический момент в Асенте учли, и настоятельно НЕ рекомендуют турагентам самостоятельно аннулировать заявки. «Мы поступаем по-другому: Асент сам аннулирует ближайшие туры, высылая турагентам информацию об этой аннуляции и форму заявки на возврат средств. По таким турам мы как раз и будем возвращать средства из собственных источников. Причем мы будем аннулировать туры последовательно, чтобы наших средств хватило на выплату по всем аннуляциям. А вот когда эти средства закончатся, тогда мы перестанем аннулировать туры и предложим по оставшимся турам обращаться туристам и турагентам в страховую компанию, которая будет выплачивать компенсации по фингараниям», - пояснил Евгений Судьбин.
Автор: Петр Борисов