Египет: туризм приветствует свержение исламистов и тоскует по временам Мубарака
17.07.2013  12:45 11880

Египет: туризм приветствует свержение исламистов и тоскует по временам Мубарака

В разряд раритетов переходят в Египте туристы. В Каирском музее экспонатов больше, чем посетителей. А Пирамиды Гизы уже и забыли, когда последний турист оставил след на песке. Каирские чудеса Света простаивают в одиночестве. Так продолжается уже неделю с тех пор, как военные свергли первого демократически избранного президента, а неистовства толпы вновь сотрясли столицу беспощадными бунтами, осложнив и без того далеко не сладкую жизнь миллионов египтян, не мыслящих себя без туризма.

И все же нет худа без добра. И для тех, чей доход напрямую связан с гостями, блеснул луч надежды. От них в спину исчезнувшему за непонятным горизонтом Мохаммеду Мурси несутся нелицеприятные упреки в том, что исламисты своими законами и правилами чуть было не уничтожили египетский туризм. «У нас, правда, дела шли неплохо, грех жаловаться, но сегодня у меня рот до ушей, так мне весело»,- говорит Мохаммед Ходар, стоя на пороге своего парфюмерного магазинчика – одного из немногих в окрестностях Пирамид, выстоявшего в лихую годину и продолжившего работать. «При Мурси цены шли вверх, все дрались, и туристы уезжали на морские курорты, тут их не было. Нам нужна демократия, которая возродит туризм. Религиозная идеология здесь не помощник»,- говорит он.

До революции 2011 года, которая свергла самодержца со стажем Хосни Мубарака, туристическая индустрия обеспечивала десять с лишним процентов в доходной части египетской экономики. В 2010 году в стране побывали 14.7 миллионов туристов, которые принесли стране 12.5 миллиардов долларов. В декабре правительство Мурси подняло было акцизы на спиртные напитки, но под давлением участников туристического рынка и либералов, подвергших резкой критике недальновидное решение властей, вынуждено было ретироваться. А когда губернатором ключевой для туризма провинции Луксор, известной самыми грандиозными храмами эпохи Фараонов, был назначен непримиримый радикал и бывший лидер военизированной исламистской группировки, у многих в стране и за ее пределами невольно закралось сомнение относительно идеологической ориентации правительства. Да и вопрос о том, насколько оно действительно ориентируется на развитие страны, а не ее исламизацию, так и остался открытым. «Вся их демагогия была пронизана презрением к нашим великим памятникам археологии и истории, дескать, это все от язычников»,- говорит Ахмед Эль-Хадем, возглавлявший ранее Управление по туризму Египта. Сегодня он министр по туризму в теневом правительстве либералов. Конечно, напуганные распрями туристы сбежали из Каира, но военные правильно сделали, что вмешались в ситуацию и прогнали исламистов. В этом Эль-Хадем уверен. «Вы же не станете ругать врача за то, что он спасает жизнь больному. Да, сейчас нам тяжело, зато потом будет лучше».

У Мурси и политического крыла поддерживающих его братьев-мусульман свои аргументы: они делали все возможное, чтобы сохранить гостеприимную атмосферу для туристов и улучшить дела в отрасли. В первом квартале 2013 года в Египте побывали около трех миллионов туристов, что на 14.6 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую статистику еще в мае привел Хишам Зазу, министр по туризму в ныне свергнутом правительстве. В лучшие времена каирский Музей истории Египта задыхался от туристов, мечтавших хоть одним глазком взглянуть на золотую маску Фараона Тутанхамона и останки Фараона Рамзеса Второго 3000-летней давности . А сегодня редкий посетитель забежит, чтобы сфотографировать броневики, припаркованные снаружи.

«Целые залы пустовали, кроме солдат, слонявшихся взад-вперед, ни души. Было впечатление, что и они забрели, устав от вахты и жары»,- рассказывает недавняя выпускница колледжа из Москвы, добавляя по секрету, что не сказала родителям о своем египетском вояже, дабы те не волновались. В окрестностях Пирамид кучеры и водители на развалюхах, давно не державшие в руках ни гроша, бьют стекла таксистам, завидев на сиденье туристов. «У меня иной раз по сто баксов в день выходило. Хорошо, что Мурси ушел, но так хорошо, как было при Хосни (Мубараке – прим.), не получается»,- говорит кучер Магди Хаммам, оплакивающий свержение Мубарака в 2011 году. «Я здесь выучил английский язык, зарабатывал, а сегодня на нуле. Ни одного туриста сегодня, и вчера тоже было по нулям. Но сегодня к нам вернулась надежда»,- говорит он. Мнение туристов тоже известно. Мало кто пока что прочувствовал ложку меда во всей этой бочке дегтя. «Мы в полном отчаянии»,- говорит турист из Америки Слоун Хольцман, предварительно пообщавшись с торговцами, предлагающими сувениры из папируса. «Они умоляли нас остаться. Плакать хочется, как подумаю, что им приходится переживать. Зато, кроме нас у пирамид никого. Мы и они, тет-а-тет, это здорово!»,- спешит он добавить.

Автор: Всеволод Кораблев

Подписаться на новости