Чехия после «двойного удара»: исчезновения «горящих туров» туроператоры ожидают к августу
Традиционно низкий сезон по Чехии в первые летние месяцы в этом году был отмечен некоторым ростом объемов турпотока. Правда, для турбизнеса этот рост оказался убыточным, поскольку был вызван огромным количеством спецпредложений и горящих туров – фактически туроператорам приходилось спонсировать поездки своим туристам.
Как отметили эксперты турбизнеса, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», в начале лета Чехии был нанесен «двойной удар». Первым ударом оказалось наводнение, продержавшееся в Праге три дня, но испортившее спрос на экскурсионные туры своим длинным «эхом». Вторым ударом стала общая экономическая нестабильность в России, проявившаяся в медленном, но верном росте евро, причём это сказывается абсолютно на всех выездных направлениях. Однако ситуация со спросом на Чехию медленно начинает исправляться, и к августу-сентябрю туроператоры ожидают вполне успешного старта «высокого» экскурсионного сезона и ухода с авансцены «горящих туров».
«В июне спросу на отдых в Чехии был нанесен фактически двойной ущерб. Прежде всего, из-за экономического спада в стране и роста курса евро, плюс наводнение сыграло свою отрицательную роль», - прокомментировал Сергей Великаданов, гендиректор туроператора «Амиго-С». Эксперт отметил, что в целом снижение спроса было ожидаемо, но рост евро и наводнение сделали низкий сезон более сложным. «При этом объем турпотока вырос, но ценой обширных спецпредложений. Фактически все туроператоры соревновались друг с другом, кто дешевле продаст туры в Прагу», - пояснил собеседник.
«В июне туристы были несколько напуганы информацией в наших СМИ о наводнении, что, безусловно, негативно сказалось на спросе и повлекло за собой снижение цен», - подтвердила Наталья Хомченко, руководитель чешского направления туроператора «Де Визу». Впрочем, по оценке эксперта, «эхо» данного катаклизма уже практически перестало влиять на спрос туристов, что подтверждают практически все игроки рынка. «Иногда у туристов ещё возникают вопросы о наводнении, но в целом можно с уверенностью сказать, что пик волнения давно пройден», - оценила Мария Харькова, руководитель по развитию отдела экскурсионных туров в Чехию туркомпании «Веди Тур Груп». Кроме того, эксперт назвала еще одну причину снижения спроса, вполне очевидную – летом «экскурсионке» трудно конкурировать с морскими направлениями.
При этом для текущего уровня спроса на туры в Чехию эксперты наблюдают некоторый переизбыток авиаперевозки, в первую очередь чартерной. «Перевозки на Чехию много, в первую очередь слишком много чартеров. Мы свой рейс на Пардубице сняли, хотя это и было планово: мы традиционно ставим два рейса на высокий сезон в апреле-мае. А вот многие другие консолидаторы рейсов упорно продолжают летать», - сообщила Ирина Лурье, директор по туризму «Travelsystem».
Туристы, решившие поехать в Чехию в первой половине лета, по оценкам туроператоров, отдают предпочтения в первую очередь продолжительным и комбинированным экскурсионным программам. «Традиционным спросом пользуются экскурсионные туры различной продолжительности с проживанием в Праге, чаще всего это туры на 7 ночей с различным набором экскурсий, а также комбинированные туры – Чехия + Германия, Австрия, Венгрия и другие», - сообщила Наталья Хомченко. Также, на этот раз уже по сезонным соображениям, подрастает спрос на отдых на чешских озерах. Другие игроки направления показывают схожую картину. «Летом повышается спрос на длинные туры в Чехию, на 10-12 дней. Одновременно туристы предпочитают бронировать однодневные и двухдневные экскурсии за пределы Чехии – в Мюнхен и замки Баварии, экскурсию «Три столицы на Дунае» - Братислава + Будапешт + Вена), поездку в Швейцарию и другие экскурсии», - сообщила Мария Харькова.
Тем не менее, прогноз экспертов в целом по сезону вполне оптимистичный: ситуация потихоньку начинает исправляться, и судя по текущей глубине продаж высокий осенний сезон окажется выгодным. «На текущий момент, после горящего июня, всё более-менее радужно, появилась глубина продаж, вплоть по август-сентябрь», - отметил Сергей Великаданов. Ту же статистику приводят и другие игроки рынка. «Действительно, бронирования идут уже на осень. Так, по экскурсионной Праге глубина продаж отодвинулась где-то до сентября, а по курортам Чехии уже появились даже единичные бронирования на Новый Год», - подвела итог Ирина Лурье.
Автор: Ирина Архарова