Продажи речных круизов пошли в гору после двух лет спада
Рынок речных круизов, ощутимо просевший 2 года назад после трагедии с теплоходом «Булгария», постепенно приходит в себя, хотя полностью от кризиса избавиться не смог, отметили профессионалы круизного рынка в ходе беседы с корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ». Главным итогом катастрофы Булгарии для туррынка стало то, что многие круизные операторы до сих пор испытывают значительные финансовые трудности, в связи с чем многие теплоходы даже не выходят в запланированные круизы. Более того, не все игроки рынка выдерживают многочисленные проверки со стороны чиновников органов надзора.
«В целом ситуация на рынке нормальная, рынок постепенно стабилизируется, и продажи идут в рост», - отметил Александр Сахаров, гендиректор круизного туроператора «Инфофлот». Однако, по словам Александра Землянского, гендиректора туркомпании «Речфлот», по сравнению с первой половиной 2011 года текущая ситуация оставляет желать лучшего – «спад очень существенный». До июля 2011 года, то есть до крушения «Булгарии», круизы продавались «на ура». Сейчас же до этого далеко. Эксперт добавил, что в целом ситуация в наступившей навигации аналогична прошлогоднему сезону, только ранних продаж (зимой и в первой половине весны) стало заметно меньше. Что касается текущей глубины продаж, то сегодня активно распродается «пиковый» июль, а вот август и сентябрь покупают слабо. Отметим, что цены на круизы остались на уровне прошлого года, хотя составляющие турпродукта - топливо, экскурсии, зарплаты и питание, подорожали довольно существенно, уменьшив и без того небольшую маржу туроператоров.
Примечательно, что в текущем году стала заметна следующая тенденция: «Не все операторы справляются с повышениями требований со стороны контролирующих органов, а также не могут преодолеть финансовый кризис последних двух лет «застоя». В результате некоторые рейсы попросту не выполняются, поскольку порой не хватает денег даже на топливо», - рассказал Александр Сахаров. Кстати, в 2013 году функции надзора за круизами у Ространснадзора отобрали, зато государство создало новый орган, в сферу деятельности которого, в том числе, вошло и осуществление проверок. «Организация еще только начинает работать, в Москве в штате пока всего 2 проверяющих. Зато весь план проверок наши госорганы перевыполнили к 25 мая, ко дню Последнего звонка», - рассказал г-н Землянский.
Говоря о востребованных среди российских туристов речных направлениях, эксперты отметили, что сейчас наступает «сезон коротких рейсов» - особой популярностью пользуются круизы выходного дня и 5-дневные круизы по маршрутам Москва-Ярославль, Москва-Кострома. Тем не менее, по-прежнему популярны и 12-дневные круизы, к примеру, до Елабуги. Также популярны круизы по Оке. «Вообще, Ока уже много лет капризничает и судоходство по ней эпизодическое - только по высокой воде с мая и до пятого июня», - уточнил г-н Землянский. Также интересно, что очень популярностью стали пользоваться событийные круизы. Так, например, оказался крайне востребованным «Поэтический круиз» по Оке на теплоходе «Григорий Пирогов». «Маршрут включал в себя родину Сергея Есенина село Константиново и цветаевскую Тарусу. Пригласили исследователей творчества поэтов, работников музеев, придумали экскурсии поинтереснее, и любители поэзии скупили у нас все путевки ещё зимой», - заключил собеседник.
Автор: Настя Махова