Здесь русский дух, здесь Русью пахнет… Европа переходит на кириллицу
14.05.2013  09:20 20234

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет… Европа переходит на кириллицу

Крупнейшие города Европы переходят на кириллицу – к вящему неудовольствию местного населения. Впрочем, по мнению наших сограждан, это всего лишь вопрос денег.

Знаменитый чешский курорт Марианске Лазне на днях оказался в эпицентре международного скандала, связанного с введением нового закона, ограничивающего использование кириллицы на многочисленных дорожных указателях по всему курорту. Наблюдаемый последние два десятилетия не только здесь, но и  в соседних Карловых Варах мощный приток российских туристов и, добавим, их денег, привел к тому, что оба курорта получили у чехов название «российской вотчины».

Кстати, денежным потоком влияние не ограничилось: по данным сайта Expat.su, россияне сформировали четвертую по величине иностранную колонию (впереди только украинцы, словаки и вьетнамцы), численностью 28 тысяч человек, проживающих на постоянной основе в стране, собственное население которой составляет 10 миллионов. «Русский язык повсюду: на рекламных щитах, в витринах магазинах, самодельных афишах. Они на фонарных столбах, дорожных указателях, что так претит чехам»,- сообщает «Немецкая волна». 

Эта щедрая «русификация» улиц не осталась незамеченной местными жителями, в памяти которых еще свежи воспоминания об эпохе Холодной войны и советском присутствии в Восточной Европе. Сегодня они с большой настороженностью наблюдают за тем, как «великий и могучий» постепенно возвращается в их повседневную жизнь. «Если бы не закон, мы бы оказались в парадоксальной ситуации, означавшей дискриминацию чешского языка»,- высказал свое мнение на Czechposition.com местный юрист Рудольф Клад.

Скандал, разразившийся в Марианске Лазне, заставил общество признать существование глобального, если хотите, тренда. Дело в том, что сегодня русскоязычные надписи можно встретить практически в любом европейском мегаполисе, от Мадрида до Берлина. Штат большинства столичных магазинов и бутиков «экипирован», как минимум, одним русскоязычным сотрудником специально для того, чтобы обслуживать эту стабильно нарастающую клиентелу восточного соседа. Только в Испании с 2010 по 2011 год российский турпоток достиг 1 миллиона человек (+100%). А в итальянском регионе Марке больницы теперь могут оказывать медицинские услуги на русском языке.

Начиная с 1996 года, число россиян, выезжающих по турам за рубеж, выросло с 12 до 40 миллионов человек. В 2011 году турпоток наших граждан в Европу составил 24.6 миллиона, сделав их ведущей иностранной туристической популяцией, которая обогнала даже американцев с их 20.6 миллионами. По мнению руководителя экспертно-аналитического подразделения «Univer Capital» Дмитрия Александрова, «все дело только в деньгах».

«Популяризация и растущая потребность в русском языке - результат активного развития российского туризма и его выхода на зарубежные рынки. Что туристы в чистом виде, что эмигранты – и те и другие приезжают в заморские страны и тратят здесь свои сбережения. А спрос, как известно, рождает предложение. И клиент получает то, что желает». Зарезать эту курицу, несущую золотые яйца, изголодавшаяся по деньгам Европа не может себе позволить.

Погрязшие в долгах как в шелках Португалия, Кипр, Греция и иже с ними быстренько упростили визовой режим и правила получения вида на жительства для состоятельных российских покупателей. По данным Euromonitor International, в прошлом году европейские магазины и бутики продали российским туристам товаров на сумму 24 млрд. долларов. Это больше, чем совокупный ВВП входящей в еврозону Эстонии. В большинстве стран Европы россияне лидируют и среди покупателей жилой и коммерческой недвижимости.

Недавно дочь российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева купила греческий остров, знаменитый тем, что здесь в 60-е годы прошлого века Аристотель Онасис сочетался браком с Жаклин Кеннеди, да еще тем, что недвижимость здесь стоит не меньше 100 миллионов долларов. Это, впрочем, не помешало Майку Бриджесу, возглавляющему редакцию International Residences, (издание специализируется на принадлежащей россиянам недвижимости) сказать следующее в интервью «The Guardian»: «Нынешнее поколение россиян, приобретающих недвижимость, относится к среднему классу с доходом 500 тысяч евро. Большинство из них платит наличными, ипотека у них не в почете. Российская экономика находится на подъеме, так что средний класс увеличивает свою популяцию».

Пока же в тихом городке Монтекатини, что в итальянской Тоскане, мэр выдвинул инициативу, судя по всему, в противовес тому, что происходит в Марианске Лазне. Так вот, глава муниципалитета повелел продублировать все дорожные знаки на русском языке, чтобы зачастивший сюда в последнее время восточный сосед приезжал сам и привозил своих соотечественников. Мэр, пожалуй, прав: ведь вначале было слово.

Авторы: Игорь Мельник Игорь Мельник Лилия Вигдорчик

Подписаться на новости