Япония: российский турпоток после землетрясения двухлетней давности полностью не восстановился
11 марта исполнилось ровно 2 года с момента сильнейшего цунами, накрывшего Японию в 2011 году и разрушившего Фукусимскую АЭС. Несмотря на столь долгий срок, российский турпоток в Японию до сих пор полностью не восстановился, хотя и показывает стабильный рост и неплохую глубину продаж. Об этом корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказали туроператоры, работающие на японском направлении.
Напомним, что после разрушительного землетрясения и цунами в северном районе острова Хонсю, произошедших 11 марта 2011 года, турпоток в Японию скачкообразно упал практически до нуля, в том числе из-за боязни туристов получить радиоактивное облучение из-за разрушенной АЭС под Фукусимой. Впрочем, в результате самой катастрофы ни один иностранный турист не пострадал, и это несмотря на то, что трагедия случилась в разгар цветения Сакуры – высокого туристического сезона для Японии. Более того, все основные туристические центры страны, части так называемого «золотого маршрута» - Токио, Хаконэ, Киото, Нара, Осака – совершенно не пострадали в результате этой трагедии. Примечательно, что на момент июня 2011 года, когда проблемы Фукусимской АЭС были на пике, радиационный фон в Токио и Киото, самых посещаемых туристами городах, находился в норме и его показания были в 1.43 раза ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Тем не менее, восстановление турпотока, даже несмотря на активное содействие туристических властей Японии, шло достаточно медленно, хотя и поступательно. Так, российский турпоток в августе 2011 составил порядка 2.4 тыс туристов против 4.3 тыс. в августе 2010 года, то есть сокращение составило более 40%. В период с января по август 2011 года в Японии побывало около 20.6 тыс. россиян, в то время как за аналогичный период 2010 года их количество составило порядка 33.3 тыс. туристов, таким образом общее падение в кризисный год составило около 38.3%.
«На уровень турпотока до землетрясения мы ещё не вышли, но по сравнению с прошлым годом количество туристов увеличилось более чем в два раза», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» текущую ситуацию Наталья Минорская, руководитель японского отдела туроператора «Ванд Интернешнл». Эксперт отметила, что значительную долю этого роста обеспечивают деловые туристы, однако Япония успешно восстанавливается и как классическое туристическое направление, но прежде всего на территориях азиатской части России. «Конечно, группы сейчас не столь большие, как раньше, не по 50 человек. Однако в целом экскурсионные туры стали продаваться достаточно неплохо», - прокомментировала Наталья Минорская. «Сейчас идут бронирования на цветение сакуры, на майские праздники, и вплоть до лета. Глубина продаж в целом хорошая для Японии. Бронирования идут ровно, и самое главное – более активно, чем в прошлом сезоне», - отметила Элла Овчар, замдиректора туроператора «Холидей М». По мнению эксперта, отчасти к такому результату приводит и визовая политика Японии: «Это визовое направление с непростым получением визы, туристы просто вынуждены обращаться к туроператорам, ведь политика посольства больше направлена на организованных туристов», - дополнила Элла Овчар.
Что касается спроса туристов – то лидерами по турпотоку остаются экскурсионные туры в Токио и Киото. При этом, как правило, туроператоры стремятся заинтересовать туристов событийной программой. «На майские праздники у нас активно идут заявки, это так называемая Золотая неделя, со множеством туристических фестивалей. Это самое удачное время для путешествия в Японию», - прокомментировала Наталья Минорская. Есть и необычные предложения: так, по словам Эллы Гончар, в последний год растёт спрос на лечебный туризм, прежде всего круглогодичные туры к «Источникам японского долголетия» - местному центру источников с горячей минеральной водой.
Добавим, что в этом году российский турпоток в Японию наконец-то должен перейти «докризисный» уровень 2010 года: с 25 мая «Трансаэро» собирается запустить прямой рейс из Москвы в Токио дважды в неделю, существенно повысив ёмкость этой авиалинии. Впрочем, эксперты турбизнеса уверены, что востребованность этого рейса со стороны туристов будет зависеть напрямую от стоимости билетов.
Автор: Ирина Архарова