Шарм-эль-Шейх скучает по туристам
Чем только не богат Шарм-эль-Шейх. Знаменитый туристический парадиз Египта, расположенный на побережье Красного моря, не испытывает недостатка в привлекательных атрибутах и достоинствах.
Это и бирюза прибрежных вод, переходящих в бесконечную морскую синь открытого пространства. Это и уютные отели, которые от песчаных пляжей отделяет пешеходная дорожка, вьющаяся вдоль берега. Это и коралловые рифы, и многоцветье рыб в двух шагах от песка – раздолье для дайверов. С наступлением сумерек клубы наполняют возгласы диджеев. Выходцы из Европы, они до рассвета крутят самую современную музыку, что называется «последний писк моды». Одним словом, грех жаловаться. Да вот беда – весь этот богатый антураж сегодня простаивает в отсутствие главного героя, туриста. По вечерам чахлые кучки приезжих, в основном из России, слоняются по главной пешеходной зоне, дразня своим видом персонал баров, ресторанов, да пару танцующих травести в одном из кафе. Одним словом тех, кто не теряет надежды заработать хоть какую-то копейку. Но ощущение деловой активности (на дворе Православное Рождество и Святки) – не более чем миф на фоне реальности, суть которой в том, что, с тех пор как в январе 2011 года египтяне восстали против своего, теперь уже бывшего, президента Хосни Мубарака, дела в туристической отрасли идут все хуже и хуже.
«Попробовали бы вы прогуляться здесь два года назад, когда в этом месте яблоку негде было упасть от туристов»,- рассказывает официант одного из приморских ресторанов, простаивающего в тишине в вечернее время, в былые времена известное массовым наплывом туристов. «Журналисты всех перепугали, вот люди нас и сторонятся, хотя здесь все тихо и спокойно, это вам не Каир»,- говорит он, не забывая предупредить, что он общается с нами на условиях анонимности.
Глядя на то, как в 2010 году туризм обеспечил Египту девять процентов ВВП, власти полны решимости возродить эту отрасль национальной экономики. Не случайно 7 января, когда Русская Православная церковь празднует Рождество Христово, в соборе на территории Шарм-эль-Шейха вместе с верующими присутствовал министр по туризму страны Хишам Зазу (Hisham Zazou). В интервью журналистам, успевшим сфотографировать министра вместе с тремя молодыми туристами из России, весьма озадаченными общением с высокопоставленным чиновником, Зазу объяснил, что «в такой день просто необходимо быть вместе с гостями». По его словам, к концу ноября 2012 года в Египте побывали 2.3 млн. российских туристов. «Сегодня я здесь, чтобы выразить вам нашу благодарность и сказать, что мы с нетерпением ждем вас к себе в гости снова и снова, чтобы встретить очередное Рождество и разделить с вами радость праздника».
Среди тех, кого министр имеет в виду, наверное, и 24-летний криминалист из Москвы Михаил, который готов вернуться снова, причем уже с девушкой к «этим бассейнам, морю, древностям». По мнению Михаила, места эти прекрасны, а сам Египет пользуется большим спросом среди россиян, тем более при таких комфортных ценах. Увы, но что русскому клиенту хорошо, то египетской экономике может быть и не очень. Если каким-то гостиницам и удается поддерживать на высоком уровне заполняемость номеров, то (со слов сотрудников) только за счет сокращения их стоимости.
Другие сегменты страдают не меньше. «Нам кушать хочется и надо выжить»,- говорит Ахмед, продающий косметику в магазинчике неподалеку от пешеходной зоны. «В это время года здесь от туристов не протолкнешься. А сейчас отели Шарм-Эль-Шейха и на 40 процентов не заполнены. Где людям заработать деньги в дом?».
Официальная статистика свидетельствует о том, что с января по ноябрь 2012 года в Египте побывали 10.5 млн. туристов, что лучше по сравнению с 2011 годом, но вряд ли может сравниться с 14 с лишним миллионами путешественников, отдохнувших в стране годом ранее.
Шаткому восстановлению туристической индустрии в ноябре был моментально положен конец, когда на свет появился противоречивый законодательный акт за подписью президента Мохаммеда Мурси. Документ, добавивший главе государства полномочий в обход или за счет Фемиды, спровоцировал очередной всплеск уличных протестов в Каире. В Александрии, которая считается вторым крупным городом, 14 и 21 декабря ознаменовались демонстрациями с призывами к проведению общенационального референдума и принятия новой конституции. «Месяц или пару у нас имеются клиенты, потом очередная драка в Каире, и опять пусто»,- жалуется Ахмед.
Министр Зазу не отрицает, что своими остросюжетными репортажами и картинками телевизионщики вряд ли способствуют развитию туризма, хотя основные направления сосредоточены на приморских курортах, которые находятся совершенно в стороне от политических катаклизмов. Впрочем, со слов министра, он уверен, что, несмотря на последние столкновения, проблема скоро исчезнет сама собой. «Насилие – вот, что губит экономику в целом, и туризм в частности, но я считаю, что наш народ полон решимости пойти другим путем, в сторону спокойствия и стабильности».
Сидя в пустой лавке, Ахмад вторит словам министра. «Люди должны остановиться, забыть о вражде. Сейчас у нас президент Мурси. Подождем три, максимум четыре года, и туристы вернутся, может их будет даже столько же много как при Мубараке».
Автор: Всеволод Кораблев