Индонезия продвигает халяльный туризм
Поступательный рост в сегменте исламского туризма, особенно популяции туристов-мусульман из стран Ближнего Востока, подвиг на новые проекты Министерство туризма и экономического развития Индонезии, которое в этом году намерено сделать ставку на традиции шариата, чтобы на их основе развивать туристическую отрасль в надежде на отклик со стороны именно этой категории путешественников.
Туризм по законам шариата предполагает особый стиль в отдыхе и путешествиях, а именно блюда, исключающие свинину, и напитки, исключающие алкоголь, а также раздельное пребывание мужчин и женщин на туристических объектах и во время разного рода мероприятий. Как недавно отметила Руководитель управления делового туризма (MICE) названного министерства Ризки Хандайани (Rizky Handayani), правительство намерено разрабатывать и внедрять пакетные туры, адресованные напрямую путешественникам, исповедующим Ислам. В этом проекте, помимо государственных институтов, будут задействованы турагентства, отели и рестораны.
Учитывая, что расходы туристов-мусульман по своим темпам превышают среднемировые показатели, а к 2020 году обещают и вовсе достичь 192 млрд. долларов в глобальном измерении, перспективы шариатского туризма выглядят, по мнению Ризки, более чем многообещающими. «Кому, как не Индонезии, граждане которой в абсолютном большинстве исповедуют Ислам, с ее природными богатствами и красотами, быть в лидерах этого рынка?» - задается риторическим вопросом Ризки. При этом она ссылается на последнее исследование, проведенное в 47 странах специалистами в области халяльного туризма из сингапурской компании «Crescentrating» в содружестве с американской «DinarStandard», исследующей исламские традиции и образ жизни.
Согласно исследованию, к концу 2011 года исламский туризм превратился в один из ведущих сегментов мирового рынка с капитализацией в размере 126.1 млрд. долларов. К 2020 году спрос на это направление вырастет на 4.8 процентов. Для сравнения: спрос на туристические услуги в целом в мире вырастет за тот же период на 3.8 процентов. Среди стран, которые уже сегодня активно продвигают исламский туризм, лидируют Сингапур, Малайзия, Китай, Гонконг, Япония, Турция, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария и Аргентина.
Соединить принципы шариата с туризмом не составляет труда. Главное – понять и принять потребности и предпочтения туристов-мусульман. Например, окна номеров в гостиницах должны быть обращены к Мекке (т.е. должно соблюдаться направление, или кибла, как это делается при строительстве мечетей, направленных на Каабу в г.Мекка). В каждом номере необходимо предусмотреть коврик для молитв, в ресторанах – халяльную кухню, в туалетах – водопроводную сантехнику. Если турист-мусульманин заказывает экскурсию, он должен быть уверен в том, что в маршрут заложены перерывы на молитвы. Говоря об этом, Ризки советует не путать исламский туризм с туризмом религиозной направленности или паломничеством к святым местам. Халяльный туризм означает лояльность или соблюдение законов Ислама, один из которых запрещает употреблять в пищу свинину или пить алкоголь.
Центральное статистическое управление Индонезии (BPS) утверждает, что с января по ноябрь 2012 года число туристов-мусульман, приехавших в Индонезию и представляющих четыре ведущие страны Ислама (Египет, ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия) выросло на 13.11 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Это же ведомство говорит о 30.5 процентах роста въездного турпотока из Египта, крупнейшего генератора исламского туризма. Звучит впечатляющее, даже если в количественном выражении все выглядит гораздо скромнее: от 3.259 человек в течение первых 11 месяцев 2011 года до 4.325 туристов – за аналогичный период 2012 года. С этим комментарием согласна и сама Ризки, спешащий, впрочем, заметить, что несмотря на малое число, туристы, исповедующие Ислам, всегда подолгу (10-14 суток) отдыхают в Индонезии. Этого не скажешь, к примеру, об их визави из Австралии и стран Азиатского региона. Более того, Министерство уже назвало девять провинций, которым предстоит стать ведущими направлениями халяльного туризма. Это Западная Суматра, Рио, Лампунг, Бантен, Джакарта, Западная Ява, Восточная Ява, Южный Сулавези и Западная Нуза Тенгара.
«Это не значит, что туристам-мусульманам будет закрыт вход на Бали и отдых в этом райском месте. Мы же всячески способствуем тому, чтобы индонезийский туризм обеспечивал потребности туристов, которые трепетно относятся к соблюдению законов и правил Ислама». В свою очередь Председатель правления Объединения туроператоров и турагентств Индонезии (ASITA) Аснави Бахар назвал прорывом внедрение принципов шариата в туриндустрию Индонезии, тем более, что экономический кризис, поразивший Европу и Соединенные Штаты, не собирается сдавать свои позиции в ближайшем будущем. Но расслабляться не надо. По мнению Аснави, правительство должно гораздо активнее взаимодействовать с отельерами, туроператорами и рестораторами. В одиночку создать успешный проект не получится. «Мы бы настоятельно советовали государству создать целый ряд условий, которые помогут нашей отрасли обеспечить наивысший уровень услуг для туристов, соблюдающих шариат. Большую роль мы отводим и крупномасштабным рекламным акциям, которые обеспечат нам надежную нишу на рынке»,- сказал он.
Автор: Всеволод Кораблев