За что боролись…. Таджикистан прикрыл Facebook, а заодно и туризм
17.12.2012  15:12 28018

За что боролись…. Таджикистан прикрыл Facebook, а заодно и туризм

У Таджикистана «кончились» туристы. Это уже факт. Впрочем, сначала «кончился» «Фейсбук». Это случилось нынешней весной, когда власти прикрыли социальную сеть на территории страны. Затем последовало закрытие ряда русско- и англоязычных сайтов, преимущественно новостной тематики. Одно вытекло плавно из другого, и сегодня турпоток иссякает, как ручей в засуху.

Таджикская экономика опирается на экспорт алюминия и хлопка. Деньжат подбрасывают и собственные граждане: около миллиона их трудятся в России и в более благополучных, по сравнению с Таджикистаном,  республиках бывшего Советского Союза. Намерения-то, может быть, были самые благородные: социальные сети (в том числе «Фейсбук») исчезли просто потому, что Таджикистан не захотел повторения у себя революций вроде тех, что и сегодня сотрясают Египет, постигли Тунис и другие страны Ближнего Востока. Одним словом, спокойствие, только спокойствие.

Что до туризма, то в Таджикистане он никогда не играл сколько-нибудь значительной роли. Расположенный в горах и лишенный выхода к морю, он вряд ли может похвастаться природными богатствами. Разве что изумительные вершины Памира, где хорошо смотрелся бы экотуризм, приключенческое направление и «дикий» вид путешествий по нехоженым тропам, на которые бы позарились те, кто уже побывал в Индии и в Китае. Как бы то ни было, а мудреная визовая процедура и трудности с получением разрешения на въезд в страну пока что не очень влияли на настроения иностранных гостей и их неустрашимое желание увидеть Памир и Горно-Бадакшанскую область.

Мелкие и малочисленные туроператоры успешно пользовались Фейсбуком, чтобы общаться с внешним миром для развития и без того мелкотравчатой туристической отрасли. В нем, в частности, работали 26 тысяч пользователей, большинство из которых представляли деловую среду, не способную, в силу ряда причин, обзавестись собственными веб-сайтами. Отключение таджикских туроператоров от ведущих интернет-ресурсов лишило их возможности работать с потенциальными клиентами через такие системы, как Yahoo email или Google's Gmail.

Учитывая масштаб деятельности таджикского турбизнеса, не имеющего в своем арсенале альтернативных источников информации и средств связи с потенциальной клиентелой за пределами страны, понятно, что их фактически лишили какой бы то ни было возможности продвижения отрасли и выхода на заинтересованные сегменты рынка. Но и таджикским гастарбайтерам это решение пользы не принесло. Ведь именно через социальные сети они успешно (и недорого) общались с родиной и решали вопросы, связанные с поездками в Таджкистан. Не пострадал разве что Твиттер, но практически ни один турист не пользуется этим ресурсом для организации своих поездок. Отключение крупнейших социальных сетей охладило пыл и тех, кто до сегодняшнего дня еще строил планы на поездку в Таджикистан. В начале следующего года в стране должны состояться выборы, но уже сегодня общество взбудоражено якобы затеваемой революцией. Возможно, это всего лишь слухи, но тот факт, что государство не нашло ничего лучшего этой жесткой меры и закрыло доступ к социальным сетям, только подливает масла в огонь. На этом фоне понятно решение бизнесменов и туристов воздержаться от поездок в Таджикистан, власти которого, судя по всему, опасаются революционных событий, даже при том, что аналогичная попытка, предпринятая оппозицией в мае 2012 года, потерпела фиаско. Действующие в ряде регионов ограничения на выход в интернет и отключение там мобильной связи сыграло не последнюю роль в том, что потенциальные туристы решили взять паузу: как можно ехать туда, где нет связи ни с сотрудниками, ни с родственниками. В сочетании с неспокойной обстановкой на границе с Афганистаном, невозможность выйти на связь с соотечественниками, хотя бы с просьбой о помощи, заставляет отказаться от поездок в Афганистан самых больших «авантюристов». По информации из Горно-Бадакшанской автономной области, нестабильная внутренняя обстановка и отсутствие надежных средств связи привели к тому, что в «отказниках» оказались 99 процентов (!) потенциальных туристов. Скуден и турпоток из соседних стран. Причина все та же: политическая нестабильность. Без всякого предупреждения закрыли границу с Таджикистаном и его соседи – бывшие советские республики Казахстан и Узбекистан. Это значит, что в Таджикистан не сможет приехать ни местный, ни заезжий,  стоящий буквально за дверью.

Автор: Всеволод Кораблев

Подписаться на новости