«Русский Экспресс» прирос швейцарским «Мегаполюсом»
«Русский Экспресс» купил «Мегаполюс турс», принадлежавший последние 5 лет швейцарскому туристическому холдингу Kuoni. В сделку вошли туроператорское подразделение «Мегаполюса», в том числе подразделений MICE и FIT, а также одноименная сеть турагентств и система бронирования «Мегатур».
Напомним, что холдинг Kuoni вышел на российский рынок в 2007 году, купив 80% туроператора «Мегаполюс Турс», чей оборот тогда превышал €30 млн. По экспертным оценкам, весь туроператор мог быть оценен в то время швейцарцами в €4-6 млн. Но уже в прошлом году, прямо накануне летнего сезона, «Мегаполюс Турс» объявил, что отказывается от массовых чартерных программ, «которые предполагают недостаточный уровень рентабельности для покрытия соответствующих операционных расходов в связи с жесткой ценовой конкуренцией». Таким образом «Мегаполюс» сосредоточился исключительно на индивидуальных турах, а в середине лета компанию покинул её основатель – Эдуард Кузнецов (сейчас возглавляет всероссийское объединение туроператоров РосТурПомощь). В итоге, в прошлом сезоне заявленный оборот «Мегаполюса» снизился на 40%, до 1.29 млрд руб., снизилось на 46% и число отправленных за границу туристов – до 35 тыс. человек. Однако и это не помогло: как следовало из заявления головного офиса Kuoni, Россия для турхолдинга по-прежнему оставалась убыточным направлением.
Тем не менее, нового покупателя на Мегаполюс найти в России оказалось делом не долгим. «Мегаполюс - это крайне интересный актив, причем интерес представляет как агентская деятельность «Мегаполюса», так и операторская, а также система бронирования и MICE. Например, агентства «Мегаполюса» являются крупными даже по московским меркам, в них работает от 7 до 10 человек в каждом, в Москве у них 5 офисов и по 1 офису в Самаре, Нижнем Новгороде и Казани. А «Русский Экспресс» заинтересован в успешно работающей рознице», - так обосновал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» покупку «Мегаполюса» Тарас Кобищанов, гендиректор туркомпании «Русский Экспресс». Впрочем, «Русскому Экспрессу» оказалась интересна не только розница «Мегаполюса». «Система бронирования «Мегатур» также весьма интересна, более того, она может дополнить нашу систему бронирования «Online Express», входящую в 5-ку ведущих систем онлайн бронирования на B2B рынке. После интеграции с «Мегатуром» она уже может претендовать на лидерство. Также хорошо вырос в Мегаполюсе MICE сегмент – есть хорошие контракты, интересные корпоративные клиенты. Помимо этого в «Мегаполюсе» хорошо развито индивидуальное бронирование (FIT), есть интересные перспективные направления деятельности, созданные Kuoni и непосредственно специалистами «Мегаполюса». Все эти активы в совокупности и повлияли на принятие решения о приобретении компании», - пояснил собеседник.
Как отметил Тарас Кобищанов, активы компании продавались полностью очищенными от любых долгов, займов и кредитов. «Это было приятное и комфортное приобретение», - подчеркнул собеседник. Учитывая, что бренд «Мегаполюса» интересен и известен на рынке, новым собственником он будет сохранен, а вот в каких подразделениях он будет использоваться и в каком объёме – это будет решаться в рамках рабочей группы с участием топ-менеджмента «Русского Экспресса» и «Мегаполюса».
Любопытно, что претенденты на покупку «Мегаполюса» у Kuoni были: из России швейцарцам поступило ещё 2 заявки. «Однако с чьей стороны – швейцарцы не разглашали. Дело в том, что Kuoni – весьма искушенная в подобных сделках компания, у которой существует целое подразделение по слияниям и поглощениям, так что коммерческая тайна охраняется ими более чем строго», - добавил г-н Кобищанов.
Отметим, что сумма сделки сторонами также не разглашается. Однако эксперты всё же дали приблизительную оценку «Мегаполюса». «По общепринятому стандарту - оценочная стоимость, это прибыль компании за последние 4-5 лет. Учитывая убытки «Мегаполюса», скорее всего, она минимальна. А если исходить из максимальной рентабельности компании в 3%, то возможная сумма сделки составляет в районе 150 млн рублей», - считает Борис Бурыкин, президент туркомпании «Асент Трэвел». А по мнению Андрея Кузнецова, президента туркомпании «Южный Крест», главным активом данный сделки, скорее всего, был вовсе не операторский бизнес, а агентская сеть «Мегаполюса».
Напомним, что конкурент «Kuoni» - швейцарский холдинг Hotelplan, успел покинуть российский рынок раньше – ещё на старте нынешнего летнего сезона: в мае швейцарцы продали российскому инвестору контрольный пакет туроператора «Асент Трэвел». По оценке туроператорского рынка основная причина «разочарования» зарубежных инвесторов в российском туррынке – то, что порядка 80% всех его участников используют в своей работе «серые» или «черные» схемы, которые хоть и оптимизируют стоимость туров, причём до 70-80%, а также повышая конкурентоспособность, но входят в противоречие с принципом «прозрачности», который декларируют швейцарские турхолдинги.
Авторы: Петр Борисов Настя Махова