Орды китайских туристов шагают по Европе
В понедельник на самолете, в салоне которого, если не считать меня, все места были заняты китайскими туристами, возвращавшимися на родину после проведенной в Европе Золотой недели (так называют всекитайские каникулы, посвященные образованию КНР), я летел из Рима в Пекин. Сменить залитую солнцем и беззаботной негой Италию на весь этот вопящий кошмар, это, я вам скажу, ощущение не для слабонервных. На вопрос, обращенный к сидевшему справа от меня экскурсоводу, по поводу того, понравились ли его подопечным величественные римские соборы, тот в полном и искреннем недоумении переспросил: «Соборы?» И при этом указал на тюки из дьюти-фри, в которых утопал весь салон. «Им не до соборов, вы уж мне поверьте. У них на уме только шмотки». Италии предшествовало небольшое путешествие по Парижу. Оказавшись в столице Франции, группа целых четыре часа «убила» на «Галери Лафайет», представляющей не что иное, как знаменитый универмаг.
В 2011 году за пределы Поднебесной выехали 70 миллионов ее граждан. А Всемирная туристическая организация уже обещает, что к 2020 году эта цифра подскочит до 100 миллионов человек. Из 10 самых популярных направлений 9 «горячих точек» находятся на территории Азии (Соединенные Штаты не в счет). Возглавляет список (по версии Китайской Академии туризма) Гонконг. В том же 2011 году китайцы «спустили» со своих кредитных карт 47 млрд. долларов. Это на две трети больше по сравнению с 2010 годом. Европейские отельеры, владельцы магазинов «люкс» и универмагов в срочном порядке запасаются персоналом, говорящим на китайском языке, возлагая на него надежды по привлечению новых клиентов из Китая.
Правда, имеется одно заведение, в котором китайскую клиентелу не то чтобы не рады видеть, а просто ее туда не пустят. Речь идет о новом бутиковом отеле стилиста и основателя марки и модного дома Zadig & Voltaire Тьерри Жилье. Не далее как на прошлой неделе оный Жилье учинил международный скандал, признавшись в интервью изданию «Women’s Wear Daily» в том, что его гостиница, открытие которой намечено на 2014 год, «будет закрыта для китайских туристов». Объяснил он это желанием принимать у себя тех, кому по душе «тишина и отсутствие никчемушной фамильярности». Говорят, он принес свои извинения, а на сайте «Women’s Wear Daily» «китайских туристов» вроде бы заменили на «полчища туристов». Но слово – не воробей, комментарии мсье Жилье и вовсе наделали много шума.
Но стоит ли так рьяно порицать сказанное им и его самого, если китайские туристы занимают второе после американцев место в мировом рейтинге самых больших безобразников, составленном недавно специалистами LivingSocial, которые включили в него пять стран, в том числе Соединенные Штаты.
Мурло, по образному выражению поэта, плюющее на мостовые и способное оценить разве что иностранные тряпки и магазины, презрев шедевры мировой культуры, способно породить в консервативном европейском сознании ощущение разве что самого отвратительного нувориша, ставшего сегодня символом массового туризма, независимо от страны происхождения.
Возвращаясь же собственно к китайцам, следует признать, что им далеко не безразлично, как их воспринимают за рубежом, но и пафосный стиль Старого Света они отказываются понимать и принимать. По всему Интернету прошла статья из китайского «Newsweek», в которой говорится о том, что китайские туристы производят впечатление «громогласных стад, кочующих до умопомрачения из магазина в магазин».
Но с налету проблему тоже не решить. Чтобы привить туристу уважение к местным традициям и интерес к чужим достопримечательностям времени нужно много. «Шопоголики составляют основную массу турпотока, а шопинг остается чуть ли не главной целью и причиной выезда за рубеж»,- рассказывает экскурсовод Лоренс Ли, с которым я познакомился во время пресловутого перелета из Рима в Пекин. «Но,- продолжает Ли,- если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было 15 лет назад, китайский турист заметно изменился в лучшую сторону». Большинство развитых стран воспринимают отдых за рубежом как само собой разумеющееся, но Китай, поднявший «железный занавес» каких-то тридцать лет назад, и сегодня плохо понимает, как это так можно путешествовать бесцельно, только ради удовольствия. К таким относится и мой сосед по дому, который провел большую часть из своих шестидесяти с лишним лет, блуждая в переулочках между хутунами старого Пекина. Отставной военный (имя свое он назвать отказался), он и сегодня живет в узком, как пенал, дворике, без отопления и водопровода, вынужденный пользоваться расположенным поблизости общественным туалетом. В этом году впервые в жизни он выехал за пределы Китая по дешевому пакетному туру в Тайпей и теперь без устали смакует впечатления. Еще бы, всего десять лет назад о такой поездке он и помыслить не мог.
Китайский средний класс, который сегодня в массовом порядке выезжает за границу, и делает это впервые в жизни, заслуживает отнюдь не поругания или насмешек, а, скорее, похвалы. Его вдруг ставшая явью легкость на подъем только на руку пропадающей экономике, особенно в Европе. В прошлом году в одной только Франции побывали свыше 900 тысяч китайских туристов, и эта цифра, по прогнозам аналитиков, вырастет вчетверо в течение предстоящего десятилетия. Британские власти занимаются разработкой новой, ускоренной, процедуры выдачи виз и увеличением числа прямых рейсов: надеются нарастить турпоток из Китая всего в течение трех предстоящих лет. Китайские туристы далеко не молчуны. Этот факт следует признать. И деньгами они предпочитают сорить не в церквях, а у прилавков с «Шанель». Так, может быть, для переживающих не лучшие времена стран не так уж и плохо принимать у себя китайских туристов? Утопающий, как известно, и за соломинку хватается.
Автор: Всеволод Кораблев