Туристы наводнили Сикстинскую Капеллу: уникальные фрески под угрозой исчезновения, Ватикан втянут в скандал
15.10.2012  10:55 24752

Туристы наводнили Сикстинскую Капеллу: уникальные фрески под угрозой исчезновения, Ватикан втянут в скандал

Оглушительной силы скандал вспыхнул вокруг будущего Сикстинской Капеллы. Все началось с того, что один из самых известных итальянских писателей буквально взорвался комментариями в адрес выдающегося памятника Возрождения, который превратился в «невообразимый кошмар», сотворенный туристами, которые ведут себя словно «пьяная скотина».

Посвященную библейским сюжетам потолочную и стенную роспись венчает «Сотворение Адама», которую некоторые искусствоведы считают чуть ли самой яркой композицией всей росписи и, одновременно, блистательным символом Христианской веры. Увы, но под натиском туристов, число которых только растет из года в год, храм божественных фресок, сотворенных Микеланджело еще в 16-м веке, все больше превращается в железнодорожный вокзал в час «пик»: рюкзаками навьюченный люд, пот, духота и нестерпимый шум. Ежегодно через залы Капеллы проходит пять миллионов туристов, и в этом потоке нет такого, кто бы ни тянул шею, чтобы хоть одним глазком увидеть сцены, занимающие 130 футов потолка. То и дело щелкают фотоаппараты, мелькают вспышки видеокамер – никому нет дела до правил, запрещающих съемку фресок, и до охраны, умоляющей говорить тише – возгласы и реплики зашкаливают всякие децибелы.

В своей статье, опубликованной в «Corriere della Sera» крупнейший литературный критик и библиограф Пьетро Читати потребовал от Ватикана ограничить вход в Сикстинскую капеллу ради сохранения фресок, которым в противном случае грозит неминуемая гибель, и вернуть святейшему месту подобающую оному благопристойность. Рассказывая о своем посещении Капеллы, Читати описал его как «одно сплошное смятение, посреди которого никто ничего не в состоянии увидеть», и ни о каком «созерцании или размышлении речи быть не может». Решение, по словам Читати, только одно: резко ограничить доступ туристов внутрь. «Понятно, что церковь собирает деньги на свои благодеяния, но терпеть этот кошмар больше нельзя»,- говорит писатель и близкий друг недавно скончавшегося романиста Итало Кальвино.

Ему парировал директор музеев Ватикана, куда входит и Сикстинская Капелла, который в пятницу выступил на страницах официального издания Святейшего престола «L’Osservatore Romano». «Время, когда сюда могли зайти разве что великие русские князья и английские лорды или американский искусствовед Бернард Беренсон, канули в Лету»,- написал в своей статье Антонио Паолуччи. «Мы вступили в эпоху глобального туризма, и в мире насчитываются миллионы тех, кто хочет узнать нашу историю и нашу культуры. Об ограничении не может быть и речи».

Микеланджело Буонаротти приступил к росписи стен и потолка Капеллы в 1508 году, после того как разработал не касающиеся стен подмостки, лежа на которых приступил к росписи на темы библейских сюжетов на высоте 20 метров от земли. Капелла, украшенная также работами Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккью, насчитывает 300 изображений, нанесенных на 2.500 квадратных метров, главным из которых является сцена Страшного Суда. Говорят, что идея обнаженных тел, которыми она изобилует, пришла к Микеланджело после посещения римских борделей. Сегодня в Капелле заседают конклавы кардиналов, которые собираются для избрания очередного Папы. Здесь же один раз в году Верховный понтифик совершает обряд крещения младенцев.

Светит ли солнце, идет ли дождь или снег, в Капелле всегда можно насчитать 20 тысяч туристов и паломников, ежедневно обнимающих кольцами очередей стены Ватикана. По словам Паолуччи, он в три раза увеличил число охранников, которым поручено сдерживать толпу. Однако не далее, как на прошлой неделе один из них, пожелавший остаться неизвестным, сообщил о том, что служба безопасности явно испытывает дефицит сотрудников. «Мы двое должны противостоять тысячам, здесь и десяти человек мало». «Когда народу набивается битком, градус повышается неимоверно. Нам даже карманных воришек приходится ловить, словно мы не в храме, а на уличном рынке». «Знаете, это как стенка на стенку, или того хуже»,- жалуется один из экскурсоводов.

Вообще-то Паолуччи и сам забил тревогу еще пару лет назад, когда реставраторы, работавшие ночами, когда в зале не оставалось ни одного туриста, «аккуратно» сняли с фресок то, что сам он назвал «невероятным количеством» грязи. По его словам, система кондиционирования, призванная удалять влажный конденсат дыхания,  пот, ороговевшие частички кожи, волосы, пыль и прочие загрязнители, прежде чем те осядут на фресках, работает уже почти 20 лет и нуждается в скорейшей замене. Предполагалось, что система искусственной вентиляции будет нивелировать излишне высокую (для фресок) температуру тела еще до того, как очередной турист войдет под своды музея. Рассказывая об этом, Паолуччи обещает опубликовать подробный план внедрения новой, эффективной системы кондиционирования воздуха, которую должны смонтировать до конца года.

«Пора им ввести ограничения на время пребывания в Капелле»,- говорит пенсионерка из Огайо Синди Роулет, пытающаяся найти себе местечко. «Ведь сделали же так в Метрополитен в Нью-Йорке, и стало гораздо спокойнее, хотя там-то никакой не храм». Паолуччи же на это говорит, что капелла по сути своей была молитвенным местом, поэтому о каких бы то ни было временных ограничениях говорить не приходилось. «Сикстинская Капелла ведет вас по христианской религии своими фресками, которые отражают ключевые вехи истории Христианства.

Можно ли ограничить посещение французского Лурда – задается он риторическим вопросом, на который Читати отвечает в интервью «Observer»: «Если святое место под угрозой исчезновения, не лучше ли уменьшить людской поток ради его спасения. Мы же обрекаем его на катастрофу». Находящийся в толпе, которая заполонила Капеллу, турист из Вашингтона Стив Феррара говорит, что он не мог «протиснуться» сквозь шум толпы. «Ведь мы находимся среди величайших творений человечества, так неужели люди не ощущают необходимости в благоговейном шепоте вместо возгласов?». Попросив встать группу туристов, усевшихся на мраморных ступенях возле «Страшного суда», один из охранников вынужден был громко хлопнуть в ладоши и не менее призывно попросить замолчать толпу, которая принялась шумно обсуждать сделанное замечание и не думала угомониться. «Конечно, хлопать в ладоши в таком месте – решение не из лучших»,- сказал он, добавив, что спустя пару минут все вернулось на круги своя…

Автор: Елизавета Фаворская

Подписаться на новости