Будущее российского туррынка: прогнозы экспертов
Прошедшее лето по большинству направлений было удачным, а наступающая зима вряд ли преподнесет туррынку неприятные сюрпризы в крупном масштабе: своими прогнозами на ближнюю и дальнюю перспективы поделились с корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» участники открывшейся в среду осенней туристической выставки «Отдых-2012». Примечательно, что собеседники затрагивали совершенно разные темы, от прогнозов по конкретным туристическим направлениям, до глобальных перспектив агентского и операторских рынков на ближайшие годы.
Так, этой зимой по стабильным в прошлом сезоне направлениям эксперты ожидают вспышки настоящих демпинговых войн. «По большинству направлений лето оказалось удачным. Поэтому крупные туроператоры в финансовом плане сейчас чувствуют себя действительно неплохо. Проблемы на этот раз могут возникнуть лишь у монооператоров, для которых осеннее падение летних оборотов делает критичным любой кассовый разрыв. Что касается зимы, то по традиции те направления, которые были прибыльными в прошлый сезон, в эту зиму из-за увеличившейся конкуренции, скорее всего, станут убыточными. Прежде всего, речь идет о Бали, ОАЭ и особенно – о Доминикане. Зато на этот раз вполне может «выстрелить» Куба», - считает Геннадий Косарев, замдиректора туроператора «Русский Экспресс».
При этом растёт конкуренция и на турагентском рынке, особенно в регионах. Зато туроператоры стали вести более взвешенную политику комиссионных выплат. «Объехав в преддверии «Отдыха» большинство городов центральной России с воркшопами, можно отметить чёткий тренд на увеличение числа участвующих в них агентств. Например, в Твери и других областных центрах уже работает по 80-90 турфирм. Таким образом, конкуренция в регионах на турагентском рынке явно растёт, хотя одновременно растёт и выездной турпоток, т.е. агентства конкурируют в основном не за старых клиентов, а за новых. Из других особенностей можно отметить то, что этот год стал первым, когда агентства перестали шантажировать туроператоров размером комиссии. Дело в том, что с рынка ушёл главный «смутьян» в этом вопросе – Капитал-Тур, дававший агентствам до 18%, хотя и себе в убыток. Его пример ясно показал всем, до чего доводит подобная «экономика», - рассказала Ирина Петрова, гендиректор туркомпании «Солвекс-Трэвэл».
После затишья, наступившего в этом году вслед за катастрофой Costa Concordia, туроператоры ждут резкого прорыва на круизном рынке. «Катастрофа Конкордии безусловно повлияла на продажи этого года. Однако этот негатив остался далеко позади, и даже Коста вслед за восстановлением спроса давно вернула свои цены на докризисный уровень. Более того, судя по текущему темпу бронирований на следующий год, можно предположить, что российский круизный рынок по количеству туристов вырастет в целом как минимум в полтора раза», - уверен Алексей Цыганов, замдиректора туркомпании «Атлантис Лайн».
Тем не менее, туроператорам с каждым годом будет всё труднее удерживать свои объемы турпотока, а рискованность их бизнеса будет продолжать оставаться на высоком уровне. «В обозримом будущем рентабельность туроперейтинга будет оставаться низкой при высоких рисках. Но главную опасность для туроператоров будут представлять сервисы on-line бронирований, роль которых будет продолжать расти. Например, в этом году началась их экспансия на пляжные направления, традиционную вотчину классических туроператоров. С другой стороны, в России эта тенденция не столь ярко выражена и сдерживается двумя факторами: во-первых, визовыми проблемами, хотя частично они решаются практикой выдачи мультивиз, и во-вторых, отсутствием авиакомпаний-дискаунтеров. Ведь возможность прямого бронирования гостиниц в той же Анталии перечеркивается для туристов отсутствием туда регулярной перевозки по доступным ценам», - считает Владимир Воробьёв, президент туркомпании «Натали-Турс».
С другой стороны, сами туроператоры всё чаще начинают практиковать прямые продажи своих туров через интернет частным клиентам. «Это тренд, который в последний год-два стал прослеживаться всё отчетливее. Впрочем, пока это практикуют далеко не все туроператоры, а кто такие продажи осуществляет – старается это не рекламировать. Причина проста – операторы опасаются негативной реакции на такие продажи турагентского сообщества. Поэтому доля таких прямых продаж в общей массе, даже у крупных игроков, весьма скромная и не превышает 2% от оборота. Поэтому, если и дальше такие продажи туроператоры активно продвигать не будут, то их доля вряд ли превысит 5%, и агентствам на этот счет особо беспокоится не стоит», - отметил Сергей Аримов, гендиректор IT-компании «Бронни.ру».
Автор: Александр Гордиец