Авиация Италии в кризисе
Кризис, который в авиации не кончается никогда, и замедление темпов роста пассажиропотока, наблюдаемые лично у итальянских перевозчиков, наглядно свидетельствуют об одном: настало время введения четких и объективных правил игры для всех и вся, прозрачных финансовых схем на услуги аэропортов и снижения налогового бремени. Без этого говорить о повышении конкурентоспособности туристической отрасли не имеет никакого смысла. С таким призывом обратился в конце заседания к участникам конференции «Рынок воздушных перевозок Италии: что дальше?» Лупо Ратацци, возглавляющий «Ассаэрео», под патронатом которой она и прошла, собрав под одной крышей представителей 11 национальных авиаперевозчиков, в том числе «Алиталии», чей ежегодный оборот составляет 5.5 млрд. «Хватит правительству прикрываться пассажирами, а заодно добивать авиакомпании очередными налогами, вроде тех, что касаются работы в столице Риме или реформы трудового кодекса. Ни то, ни другое не имеет к нам ни малейшего отношения и совершенно не способствует оздоровлению финансовой сферы».
Как говорит один из директоров «Алиталии» Андрея Раньетти, «компания разработала проект так называемой перезагрузки, основу которого составили расширение диапазона полетов и уменьшение стоимости перевозок». Вместе с тем, по словам Раньетти, решение поставленных задач невозможно без изменения философии и отношения к авиационному транспорту как к потребительскому продукту с последующим представлением потребителю возможностей его приобретения. Отсюда и стремление «Алиталии» «осуществить значительные инвестиционные интервенции в рекламу и многоуровневое развитие, а также внедрение прозрачных цен на перевозки по образу, внедренному на трассе Рим-Милан, которые сегодня предлагают набор из пяти тарифных планов».
По сообщению главы «Blue Panorama» Франко Печчи, его компания работает на внутреннем рынке «в условиях полной дезорганизации сектора авиаперевозок». Это касается и неоправданно высоких цен, и политики банков, которые не подпускают авиакомпании к кредитным продуктам, лишая их возможности инвестировать в отрасль, и совершенно откровенная дискриминация на фоне конкурентов. По мнению Печчи, начинать надо с налогов, а, исправив положение в этом сегменте, заняться вопросами социального страхования и гарантий по всем направлениям.
К четкой политике необходимо добавить правила, которые будут понятны и обязательны к исполнению всеми участниками рынка. Об этом говорила Лаура Пьераллини, представляющая «Ассаэрео». «Абсурд, когда иностранные компании, вроде «Ryanair» работают на нашей территории и совершенно не платят налоги и страховку, предусмотренную международным правом и социальным законодательством».
Не случайным является и поднятый на конференции вопрос высоких цен. Как об этом напомнил заместитель руководителя университета «Боккони», являющийся штатным сотрудником «Certet» (аналитик транспортного рынка) Оливьеро Бачелли, «всего за четыре года, прошедших с 2008 года по настоящее время, рынок внутренних авиаперевозок ведущей национальной компании «Алиталия» упал с 59% до 48%, потеряв 11 процентов своего сегмента, тогда как «Ryanair» «выросла» с 7 до 20 процентов, воспользовавшись всем известными условиям. Даже «EasyJet» увеличила свое присутствие на рынке с 7 до 11 процентов.
Завершающим аккордом конференции стали крики «SOS!», прозвучавшие из уст Президента ENAC (Управление гражданской авиации Италии) Вито Риджо и его Генерального директора Алессио Кваранты, напомнивших собравшимся о том, что еще до конца этого года Италия должна принять в обновленном виде программу финансирования аэропортов на территории страны. «Как сказал Кваранта, «Управление испытывает дефицит инспекторов. Если этого не произойдет, уже в 2013 году Управление вынуждено будет «оставить на земле» немало самолетов, которые некому будет проверять». Перспективы, которым, надеемся, не суждено будет сбыться.
Автор: Лилия Вигдорчик