Почему обанкротилась сеть Global Club, и что делать турагентствам и туристам?
10.09.2012  18:30 10978

Почему обанкротилась сеть Global Club, и что делать турагентствам и туристам?

Эксперты считают, что закрывшаяся в прошлую пятницу турагентская сеть «Global Club» по-настоящему классической сетью турагентств не была, а выполняла для своих членов лишь функции платежного агента и гаранта высокой комиссии, выбиваемой из туроператоров. При этом объективных причин банкротства у подобного бизнеса не было, и финансовые проблемы могли возникнуть лишь при использовании оборотных денег нецелевым образом.

«В моём понимании сеть «Global Club» компании «Глобал-Тревел Интернейшнл» классической франчайзинговой турагентской сетью никогда не была, т.к. не имела необходимых для этого признаков. Например, их договоры франчайзинга не регистрировались в Роспатенте, у них не было единых стандартов сети, не было call-центра с единым федеральным номером для клиентов, не проводилось обучения и аттестаций для менеджеров агентств. Отсутствовало и многое другое, что делает объединение агентств настоящей сетью», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Агафонов, гендиректор управляющей компании сети «МГП» (Магазин Горящих Путёвок). По мнению эксперта, такой расчетный агент как «Global Club» не мог обанкроться из-за чрезмерных скидок туристам (из-за чего ранее обанкротились многие агентства) или из-за продажи туров в кредит. «Риски подобного бизнеса минимальны и несопоставимы с туроператорскими рисками. Даже большие скидки не могут испортить финансовое положение подобной управляющей компании, ведь скидки дают со своего заработка турагентства-франчайзи, а доход владельцев такой сети не зависит от дохода его участников. Поэтому можно предположить, что финансовые проблемы у управляющей компании возникли из-за кассового разрыва, когда оборотные деньги использовались нецелевым образом. Подобное предположение выглядит особенно логично на фоне того, что банкротство случилось на исходе сезона, когда обороты резко падают и уже не могут покрыть кассовый разрыв», - добавил Сергей Агафонов.

Как же в этом случае поступать турагентствам и туристам? Юристы полагают, что именно страховая компания может стать тем единственным местом, где можно будет попробовать вернуть деньги. Этому способствует то, что в договорах «Глобал-Тревел Интернейшнл» с турагентами компания именует себя именно туроператором, а значит, что фингарантии на пострадавших туристов должны распространяться. «В данной ситуации туристам совместно с турагентами следует собирать пакет документов для обращения к страховщику «Глобала». Прежде всего речь идет о договоре о реализации туристского продукта, документах об оплате агенту и оператору, письмах от оператора о неисполнении обязательств. По нашей информации, ответственность Глобал застрахована в установленном законом порядке, поэтому в данной ситуации может сработать механизм выплат пострадавшим туристам страховщиком. Схожая ситуация была с туроператором «Альфа вояж» (ООО «Вояж») и страховщиком «Евросиб страхование» - там нам удалось добиться положительного для туристов исхода», - пояснил Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата».

Автор: Петр Борисов

Подписаться на новости