Летний Марокко удовлетворил туроператоров
Желаемых 50 тыс. российских туристов, о которых весной заявил Абдельхамид Адду, гендиректор Национального туристического офиса Марокко, текущий сезон этому североафриканскому государству уже точно не предоставит, уверены эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ». Российский рынок пока не спешит осваивать туристические ресурсы Марокко массовым порядком. Однако представители российского турбизнеса сезоном не разочарованы. На протяжении всего лета спрос продолжает оставаться ровным, давая участникам рынка нормально заработать.
«Сезон идет достаточно ровно, примерно на уровне прошлого года», - оценила Наталья Кириченко, начальник отдела Марокко туркомпании «Ванд Интернэшнл». А в туркомпании «Space Travel» отметили даже некоторый подъем спроса. «Количество желающих отдохнуть в Марокко выросло примерно на 20% по сравнению с прошлым сезоном», - оценила Маргарита Лебедева, руководитель марокканского отдела «Space Travel».
В целом, по оценкам экспертов, российский турпоток в Марокко изменяется скорей качественно, чем количественно. С одной стороны, сохраняется спрос на относительно бюджетные пляжные курорты. «Наша статистика по Марокко этого сезона – небольшой стабильный, вполне устраивающий нас турпоток, в первую очередь в Агадир», - оценил Вячеслав Михеев, старший менеджер по Марокко туркомпании «Турбюро Москва». С другой стороны, туроператоры отмечают рост спроса на более дорогие и доходные направления. Это, прежде всего, комбинированные туры. «Туристы в этот летний сезон предпочитают комбинированные туры – пляжный отдых плюс экскурсии. Мы заметили эту тенденцию и соответственным образом скорректировали наши программы. Туристы предпочитают отдыхать в Марокко в среднем дней десять, этого вполне хватает для объема такой совмещённой программы», - сообщила Наталья Кириченко.
Ещё одна тенденция, это не только количественное, но и «качественное» изменение туристов, прежде всего по социальному статусу и финансовой состоятельности. «Марокко больше не считается страной дешевых горящих направлений /после ухода с рынка Капитал-Тура, ставившего на Марокко целую эскадрилью чартеров, - прим.ред./ – соответственно изменился спрос на отели, больше берут 5*», - пояснила Маргарита Лебедева. Впрочем, по оценке эксперта в этом сезоне марокканские отели практически не подорожали – цены на курортах остались плюс-минус прежними, при этом хотельеры предоставляют интересные спецпредложения. В частности, именно под конец сезона, на август, что связывается с началом Рамадана. Впрочем, по оценке Натальи Кириченко, средняя стоимость тура в Марокко сейчас составляет где-то около 1000 евро на человека.
При этом одна из главных составляющих цены тура – поднявшиеся стоимость авиаперевозки. «В прошлом году авиакомпания Roial Air Maroc только вышла на российский рынок и в основном предоставляла промо-тариф. Сейчас же действует операторский тариф, он несколько выше», - сообщила Наталья Кириченко. Эксперт добавила, что количество перевозки служит в некотором роде сдерживающим фактором для российского турпотока. «Мы в развитии направления ограничены объемом перевозки – больше, чем на три рейса Royal Air Maroc в неделю туристов не «впихнешь». Можно ещё конечно лететь через Европу, но это далеко не всем удобно», - пояснила собеседник. Впрочем, другие туроператоры считают, что для данного летнего сезона объемы перевозки вполне подходящие: «В этом году мы не брали блоков на чартеры, летаем Марокканскими авиалиниями, нам хватает», - резюмировал Вячеслав Михеев.
Автор: Ирина Архарова